Конференция "Державный завет святого Владимира" состоялась в Крестовоздвиженском соборе

Конференция "Державный завет святого Владимира", приуроченная к 1000-летию преставления равноапостольного великого князя Владимира Крестителя, состоялась 4 октября в приходе Крестовоздвиженского казачьего собора.

После молебна настоятель протоиерей Владимир Сергиенко приветствовал гостей и участников, подчеркнув, что казаки всегда были опорой самодержавия и защитниками империи. Прихожане и священнослужители казачьего собора продолжают эту традицию. "Само православие по сути монархично. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, "Демократия в аду, а на Небе - Царство". Продолжая традиции предков, мы считаем себя наследниками монархической России", - сказал отец Владимир. По его словам, святой Владимир - первый из великих князей, кто привел Россию к единодержавию и, кроме того, окрестил ее: "Благодаря ему тело России получило душу. Этой душой стала православная вера. Выбирая из множества религий, он почувствовал сердцем, что истина здесь. И неожиданно сам из жестокого распущенного человека превратился в святого. Благодаря правильному выбору веры мы обрели поддержку Господа, стали Церковью а, как известно, врата ада не одолеют ее".

Чтец собора, студент СПбПДА Георгий Яковлев выступил с докладом "Принятие христианства на Руси как результат действия Промысла Божия и личной встречи великого князя Владимира с Богом". Он рассказал о "средствах", которые употребил Господь, чтобы привести великого князя Владимира к истинной вере. Во-первых, это был естественный зов в сердце человека - великий князь, сделав попытку реформировать языческий культ, увидел ее тщетность и начал колебаться в отеческой вере. С тех пор он усиленно искал соединения с Богом. И когда после бесед с послами других мировых религий встретился с греческим послом, ему открылась тайна домостроительства Божиего. Вторым, в чем проявилось влияние Бога, было создание определенных событий: встреча с греческим проповедником, пример мученичества жертв языческого культа, завоевание Херсона, женитьба на византийской принцессе. Третье свидетельство промысла Божиего - чудо  ослепления великого князя перед Крещением и исцеления после него.

"Немаловажную роль в выборе веры сыграл русский народ, ведь это было не самоличное решение великого князя Владимира, он посоветовался с представителями всех сословий на вече. Народ был расположен душой к православию, эта вера легко распространилась на Руси", - сказал Георгий Яковлев.

О влиянии православных государственных традиций Византии на российские духовные традиции рассказал руководитель петербургского отделения Российского имперского союза-ордена Андрей Сорокин. Он отметил, что до наших дней дошло мало правовых источников, только церковный устав великого князя. Но и он уже устанавливал правила и принципы властвования, знаменовавшие усиление союза Церкви и государства. Святой Владимир видел, что языческий культ не обеспечивает единства народа и государства и понял, что только в православии есть этическое начало - основа права. Особый резон в выборе греческого православия состоял в том, что оно содержало каноническое право, вошедшее в основы русского государства. Это право говорит о родстве кровном и родстве духовном. Князь Владимир, взяв в жены византийскую царевну Анну, стал зятем византийского императора - по сути, юридическим наследником римского престола. Молодая династия (четвертое поколение Рюриковичей) встала в один ряд с более старыми династиями Европы. Благодаря выбору веры огромный пласт правовой культуры вошел в русскую государственность, Россия стала духовной наследницей Византии. В государственную систему вошел принцип симфонии церковной и светской власти.

Чтец собора Кирилл Попович выступил на тему "Строительство русской державы". По его словам,  любое общество, чтобы избежать смуты, должно основываться на законе. Но законы несовершенны, так как созданы людьми. Единственный правильный, нравственный закон - это закон, данный Богом. Власть на Руси всегда осознавалась как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как Божия тягота. Русская история учит, что общество, желающее сохранить державные черты, должно признавать, что верховная власть в стране руководствуется принципами нравственности. Обоюдное признание народом и властью верховенства над собой Закона Божиего - основа единения. Конституцией православной России всегда были заповеди Божии. Помазанником Божиим являлся русский царь. Русское самодержавие - система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти. Такая власть всегда укрепляла на Руси единство с народом бережным отношением к его святыням, потому их взаимоотношения становились сослужением, соработничеством на ниве Божией, угождением Господу в делах правды и благочестия.

Редактор газеты "Монархист" Михаил Кулыбин говорил о православии как основе русской государственности. "Духовное значение принятие христианства на Руси заключается в воцерковлении государства, - сказал он. - Покровительство вере Христовой, содействие ее распространению, пресечение ересей, строительство храмов, христианская благотворительность - все это вошло в число функций государства. И сама государственная власть, будучи Божиим установлением, смогла наконец, ясно понять стоящие перед ней задачи. Православие фактически было катализатором процессов этногенеза древнерусской народности. Принцип передачи власти по наследству - это высшая форма доверия народа Богу в делах государственного строительства. Таким образом, монархия - это система, основанная на смиренном понимании церковным народом того, что Господь лучше ведает, какой именно правитель потребен стране в тот или иной исторический период".

О христианских традициях в казачестве рассказал атаман Невской станицы Геннадий Егоров. Казаки всегда были Божиими воинами. Не случайно советская власть, начав гонения на Церковь, подвергла репрессиям казаков. Многие были убиты. Сейчас казачьи общины возрождаются, но возникла проблема утраты ими христианских традиций.

Темой выступления заместителя редактора газеты "Монархист" Игоря Воронина стали "Владимиры Дома Романовых". Он рассказал о князьях Владимире Александровиче и Владимире Кирилловиче. Первый был известен как яркий государственный и военный деятель, храмостроитель, покровитель искусств, спонсор дягилевского балетного турне в Европу Дягилева, организатор художественных курсов для простых людей. Династические традиции поддерживал Владимир Кириллович. То, что осуществляла династия Романовых, было продолжением служения династии Рюриковичей, а в основе этого служения лежало благо страны и народа.  

Также на конференции были затронуты темы церковности и священности русского языка как одной из фундаментальных составляющих отечественного наследия, образа великого князя Владимира в русской поэзии, в светской и церковной фалеристике.

ИА "Вода живая", 
04.10.15