IX Линтуловские чтения прошли в Санкт-Петербурге

IX Линтуловские чтения состоялись 12 декабря в Государственной полярной академии.

IX Линтуловские чтения прошли в Санкт-Петербурге

Организаторами чтений стали Константино-Еленинский женский монастырь, Санкт-Петербургская духовная академия и семинария, Российский государственный гидрометеорологический университет. В конференции приняли участие священники, преподаватели средней и высшей школы, деятели культуры и искусства из Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги и Харькова.

Перед началом конференции в храме святого преподобномученика Андрея Критского - подворье Константино-Еленинского монастыря - клирик обители иерей Константин Сизов совершил молебен.

Открытие Линтуловских чтений состоялось в актовом зале Государственной полярной академии, расположенной недалеко от храма. С приветственным словом к участникам и слушателям обратилась настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова): "Изначально конференция была задумана как единодушное общение, что очень ценно в наше тревожное время, наполненное противоречиями. Это место встречи для единомышленников, которые могут совместно помолиться, пообщаться, поделиться своими знаниями и усвоить церковное предание в его полноте. Что не исключает высказываний разных мнений по разным вопросам. Тема нынешних чтений довольна обширная, не ограниченная каким-то узким направлением".

Игумения Илариона отметила, что на всех прошедших чтениях складывалось так, что определенные темы проходили через несколько докладов. Например, в прошлом году, когда праздновалось 700-летие преподобного Сергия Радонежского, многие участники в своих выступлениях затрагивали эту тему. "В этом году мы празднует 1000-летие преставление святого равноапостольного князя Владимира, напрямую эта тема не затрагивается в докладах, но многие из них имеют соответствующую мировоззренческую направленность. Выбор святого князя Владимира был, как принято говорить, цивилизационным, точнее сказать - это был выбор определенного взгляда на мир, выбор веры, который и формирует мировоззрение. Вот это действительно очень важно - формировать целостный взгляд на окружающую нас обстановку. Конечно, этот взгляд формируется сверху, от Бога, а не только снизу, в результате изучения земных предметов", - подчеркнула матушка Илариона.

Приветствуя участников конференции, проректор по учебной работе Государственной полярной академии Иван Палкин сказал: "Вы выполняете великую миссию по духовно-нравственному воспитанию нашей молодежи, изучая историю христианства, христианской культуры, методику духовного воспитания молодежи. Желаю вам плодотворной работы, воплощения всех целей конференции и продолжения традиции проведения Линтульских чтений в будущие годы".

Чтения проходили по секциям "Монастыри - история и современность", "Религиозно-философские вопросы", "Русская словесность", "Духовно-нравственные основы педагогики" и "Христианское искусство".

Первая секция открылась докладом игумении Иларионы "Лествица" преподобного Иоанна как образный ряд, раскрывающий смысл монастырской жизни". "Монастырь всегда был объектом интереса как христиан, так и далеких от Церкви людей, - начала свой доклад матушка Илариона. - В наше время в обществе господствуют стереотипы, сложившиеся в безбожное время, поэтому раскрытие смысла монастырской жизни является насущной задачей для церковного и нецерковного общества. Целью моего доклада является раскрытие и выяснение смысла монастырской жизни через систематизацию образного ряда классики эпической литературы - "Лествицы" преподобного Иоанна, игумена Синайской обители. На протяжении многих веков она была настолько популярна, что множество подвижников и благочестивых христиан обращались к ней как к непререкаемому авторитету в духовной жизни. Значение "Лествицы" подчеркивается тем, что богослужебный устав назначает ее чтение в Великом посту для назидания в подвиге поста и покаяния".

Матушка Илариона отметила, что духовные истины лучше всего усваиваются через наглядные образы духовной жизни: через уподобления, примеры и сравнения преподобный Иоанн говорит о христианской жизни вообще и традиции общежительного монашества в частности. Он воспринимает мир через призму спасения души, не отделяя христианскую аскетическую жизнь от монашеской. По мнению игумении Иларионы, наиболее часто встречающимся образом монастыря в "Лествице" является воинство. В этом образе раскрывается присущая жизни в монастыре дисциплина, единоначалие, послушание и единодушие. Настоятель - полководец, а насельники - воины Христовы. Вторым образом является лечебница, больница, где настоятель выступает в роли врачевателя души, а насельники - в роли пациентов, у которых вместо болезней грехи. Третий образ - темница, в которой в качестве судьи выступает настоятель, а насельники - преступники, обуреваемые страстями. Четвертый образ монастыря - корабль, где настоятель - кормчий, а насельники - матросы. Очень богатый пятый образ семьи, где есть отец и братья Христовы. Шестой образ монастыря тесно связан со смертью и воскресением. Здесь раскрывается значение подвига, исповедничества, мученичества. Близок ему по смыслу образ жертвоприношения. В восьмом образе встречаются пастырь и словесное стадо. В девятом образе монастырь предстает как училище, школа. Десятым образом является ветхозаветный образ избранного народа, исход израильского народа из Египта. Одиннадцатым образом монастыря является путешествие, странствие. Двенадцатый образ - общежитие есть земное небо, небо на земле, небесное жительство. Здесь раскрывается образ ангельского служения, основой которого является молитва и послушание. Тринадцатый образ - это духовная прачечная. И последний, четырнадцатый образ, показывает монастырь как тело, живущее единым духом. Матушка Илариона отметила: "Все эти образы позволяют прийти к выводу, что монастырь - это прежде всего тело Христово, Церковь в ее осуществлении, хранение сущности церковной жизни".

Завсектором Музея истории СПбГУ, выпускающий редактор журнала "София" Нина Жервэ рассказала о монастырях Тихвина в записках путешественников и паломников конца XVIII - начала XX века. Были выделены основные темы, интересующие паломников: история города Тихвина, его общественная жизнь, организация городского управления. Но прежде всего Тихвин знаменит своими монастырями и Тихвинской иконой Божией Матери. Сведения об укладе монастырской жизни, церковных праздниках и паломничествах занимали центральное место в путеводителях. Прозвучала информация о Тихвинском Успенском Богородицком, Тихвинском Введенском девичьем, Николо-Беседном и Антониево-Дымском монастырях.

Об истории восстановления Святогорской обители и ее современном состоянии рассказал учитель русского языка и литературы школы № 288 Адмиралтейского района, составитель житий святых XX века Святогорской лавры Олег Евдокимов. В докладе была раскрыта история Святогорской обители с момента поселения монахов в пещерных кельях до развития крупного духовного центра, получившего статус лавры. Олег Валерьевич поведал много интересных фактов об укладе и традициях монашеской обители, ее положении в связи с современной политической ситуацией. Особое внимание было уделено раскрытию исторической роли Свято-Успенского собора, подвижнической жизни наместников и братии святой обители, истории многочисленных пещерных скитов, чудотворной иконе Божией Матери "Святогорская" и другим почитаемым иконам.

Также в этой секции прозвучали доклады об истории взаимоотношений композитора Александра Архангельского и мецената Федора Неронова, соотношении уставного и келейного чтения в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре в конце XV - начале XVI столетий, митрополите Антонии (Вадковском) и его роли в истории Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря.

Вторая секция была посвящена религиозно-философским вопросам. На обсуждение были вынесены вопросы христианской философии в исследованиях греческого профессора Василия Татакиса, а также исследовалось христианство Леонардо да Винчи. Один из докладов в своем названии заключал вопрос: "Может ли consensus patrum сообщать ложь?" - и был посвящен учебному пособию "Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект".

На секции "Русская словесность" были рассмотрены особенности перевода книги Псалтирь, выполненного декабристом Андреем Муравьевым; кодекс с текстами ранних славяно-русских святых; русские лицевые Апокалипсисы - ранняя иконография и начало бытования XV - первой четверти XVII веков; трансформация понятия "святоша" от личного имени к имени нарицательному; история составления описей ризничного имущества церквей и монастырей России в XVIII-XIX веках.

В ходе работы секции "Духовно-нравственные основы педагогики" прозвучали доклады о живописи в образовательном пространстве школьного музея, об опыте корнесловного осмысления и о современных практиках социальной работы прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.

На секции христианского искусства докладчики рассказывали о символико-иконографическом аспекте Святой Троицы с образами юродивых, вероучительных иконах в русском искусстве XVI века, иконе Богоматери Феодоровской в русской иконографической традиции, сборке и монтаже шитой пелены в деревянный иконостас, эволюции в обиходе и символике изобразительных литургических тканей IV-XVI веков.

После окончания Линтуловских чтений для участников и гостей конференции была организована паломническая поездка в Константино-Еленинский монастырь до воскресенья. По материалам чтений будет выпущен сборник научных статей.

ИА "Вода живая",
12.12.15