В кинолектории Казанского кафедрального собора 12 февраля состоялась встреча с профессором СПбДА, доктором богословия протоиереем Георгием Митрофановым из цикла "Неизвестная война побежденных победителей". Встреча была посвящена военной картине Семена Арановича "Торпедоносцы", вышедшей на экраны в 1983 году.
Участники встречи просмотрели фрагменты картины, после чего отец Георгий проанализировал некоторые эпизоды, разъясняя скрытый смысл диалогов, сюжетных линий и художественных образов.
По мнению лектора, фильм примечателен тем, что в нем показаны различные аспекты подлинной войны, а не того мифа о войне, который пропагандировала советская идеология. Этому фильму созвучна еще одна картина той эпохи - "Проверка на дорогах" Алексея Германа, которой в свое время повезло меньше: она не прошла цензуру и много лет пролежала "на полке".
Фильм Семена Арановича открыл еще одну страницу войны, для многих неизвестную, - войну на море. Проведя небольшой военно-исторический экскурс, отец Георгий отметил, что действия советской морской авиации в Великую Отечественную войну были малорезультативны из-за ряда факторов. Несмотря на то, что в начале войны наша морская авиация уступала противнику в техническом плане, в дальнейшем советские самолеты стали соответствовать самым высоким требованиям и были сопоставимы с немецкими. Однако оставалась проблема летного состава. Два великих воздушных аса Великой Отечественной войны - Иван Кожедуб и Александр Покрышкин - лично сбили по 64 и 59 самолетов соответственно, в то время как немецкий летчик-истребитель Эрих Хартманн сбил 352 самолета.
"В Советском Союзе производилось огромное количество военной техники во время войны, и ее жалели гораздо больше, чем людей, - отметил отец Георгий. - В частности, когда происходила бомбардировка вражескими самолетами кораблей, находившихся в порту, согласно требованиям советского военного устава, экипажи должны были находиться на кораблях, хотя это не имело никакого смысла и люди погибали, не будучи в силах защитить себя, - в то время как в других иностранных флотах экипажи уходили с кораблей в бомбоубежища".
Страна несла такие страшные потери в авиации потому, что каждый советский летчик, прежде чем попасть на фронт, налетывал в несколько раз меньше часов, чем немецкий. И в самом начале войны наши плохо обученные летчики погибали в больших количествах. Но даже опытные летчики были поставлены в совершенно невыносимые условия. По мнению отца Георгия, этот аспект войны показан в фильме в высшей степени выразительно. "С самого начала фильма мы видим, что опытные летчики выглядят как люди, обреченные на смерть. Это ощущение витающей смерти пронизывает весь фильм, - продолжил он. - Ужас войны усугублялся тем, что летчикам приходилось воевать так, что они были обречены нести бОльшие потери, чем противник. Это понимали все, в том числе и командиры, но изменить ничего не могли - такова была воля начальства. В войне проявилось то, что было составной частью жизни Советского Союза - основное богатство нашей страны, людей, можно не жалеть. Люди по остаточному принципу обеспечивались и снабжались, а техника была гораздо ценнее. Но в итоге теряли и технику, и людей".
Фильм "Торпедоносцы" был одним и первых, где заговорили об этом и показали эту правду жизни очень выразительно как с художественной, так и с военно-исторической точки зрения. При сопоставлении фильмов, показывающих дореволюционную и советскую действительность, можно заметить, как меняется тип человека. На примере советских офицеров из фильма "Торпедоносцы" видно, что общий культурный уровень советского офицерства по сравнению с дореволюционным временем сильно упал, к тому же люди заражены идеологической пропагандой, хотя война нередко разрушала идеологические схемы. Одной из характерных черт "советскости" было отсутствие религиозной жизни в условиях, когда действительно необходимо взывать к Богу. Отец Георгий отметил, что обезбоженный человек, поставленный в экстремальные условия войны, еще более уязвим и искалечен.
Еще одной особенностью морской авиации, которая показана в фильме, было то, что летчики, базируясь на стационарных аэродромах в тылу, жили в офицерских общежитиях с семьями. Они выполняли боевые задания и возвращались к своим женам и детям, но при этом каждый вылет мог оказаться последним. Легче это или труднее - этот вопрос остается в фильме открытым.
Протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что режиссер придавал большое значение подбору актеров и типажам. В результате показанные в фильме зрелые, сформировавшиеся на войне мужчины очень узнаваемы и достоверны. Генерал, появляющийся в первой сцене, показан нетипично для традиционных советских фильмов о войне: ему тяжело и дискомфортно отдавать приказы, он не потерял способности понимать, что его задача - посылать людей на смерть, и переживает из-за этого. Отношения между генералом и его подчиненными по-человечески теплые, они связаны чем-то большим, нежели субординация.
Важно подчеркнуть, что в фильме воевать уходят не "за Сталина" или "за родину", а с одной мыслью: "Останусь я в живых или нет?". Тема, которая пронизывает весь фильм, - уязвимость, беззащитность человека на войне. С первых кадров возникает атмосфера нависающей над всеми смерти. Это проявляется и в мистической интуиции смерти, которую чувствуют жены летчиков, живущие рядом и видящие, как взлетают самолеты с их мужьями.
"Поставив человека в нечеловеческие условия, коммунизм еще лишил его возможности молиться, поддержать себя в этих условиях обращенностью к Богу, - сказал отец Георгий. - Человек оказался один на один со смертью. А рядом с ним его домашние, которые являются почти свидетелями того, что может случиться. Обремененность войны личными отношениями в какой-то степени утяжеляло ее".
В фильме проявляется не советское видение войны, а человеческое. В одной из сцен показано, как солдаты ощущают, что перед ними не убитый враг, а убитый ими же человек. Раскрывается вся суть войны - на войне убивают ближнего, брата во Христе. На войне у людей нет личных претензий друг к другу, просто если не убьешь ты, то убьют тебя. "Как воевать с этим ощущением? - задается вопросом отец Георгий. - Это еще одно испытание, которое способно изломать любого человека. Поэтому, когда люди с совестью проходят войну, на которой им приходится убивать, они не любят вспоминать и говорить об этом. А люди, не знающие, что такое война и убийство или бессовестно убивавшие любят об этом говорить и вспоминать".
По мнению отца Георгия, ценность таких фильмов, как "Проверка на дорогах" и "Торпедоносцы", состоит в том, что они показывают войну такой, какой она и была, показывают, что война - противоестественное для человека состояние, потому что на войне люди убивают людей, и это не может быть принято.
Подытоживая свое выступление, отец Георгий отметил, что оба этих фильма очень много значат в истории отечественного кинематографа, в постижении нами войны. "Они открывают войну как человеческую трагедию. Это самое главное с христианской точки зрения. В этом заключен смысл русской православной культуры. Осознание этого делало нашу армию более человечной. Жизнь в нашей стране была более человечной тогда, когда люди помнили, что заповедь "не убий" никогда не может быть отменена", - заключил отец Георгий.
ИА "Вода живая",
12.02.16