Семинар "Догма и скепсис" прошел в Феодоровском соборе

В духовно-просветительском центре Феодоровского собора 11 марта состоялся богословско-философский семинар "Догма и скепсис: у истоков языка раннего христианства". Докладчиками выступили доктор философских наук, профессор РХГА Роман Светлов и кандидат исторических наук Алексей Пантелеев. Вели встречу Татьяна Литвин и Игорь Зайцев. От храма Феодоровской иконы Божией Матери собравшихся приветствовал иерей Алексий Волчков.


Участники обратились к предыстории и ранней истории христианского богословия и попытались поразмышлять о философских корнях античной религиозности. Роман Светлов в докладе "Платон и вольнодумцы" показал те моменты в корпусе наследия знаменитого философа, от которых нередко отталкивались христианские апологеты. При этом Роман Викторович отметил, что он вовсе не из числа тех, кто считает, что античная философия создала христианское богословие. Введя понятие античной теологии как мыслящего представления о богах, профессор Светлов дал ему краткую характеристику. "Когда критики язычества - апологеты христианства обращаются к теме, почему язычество хуже христианства, помимо сотериологической стороны вопроса они говорят о противоречивости язычества". Если проводить параллели с христианским вероучением, то место Писания у язычников займут сборники оракулов. Но в отличие от Писания, которое дает целостную картину мира, эти сборники возникали по конкретным случаям. Место Предания занимают произведения Гомера и Гесиода, которые повествуют об эпическом прошлом Эллады, о том, как возник мир, боги, какими принципами следует руководствоваться в жизни.

"Вольнодумцы" античного времени начинают высказывать мысли, которых можно было бы ожидать от эпохи Просвещения. Например, что солнце и луна - это физические объекты, а не боги; сколько аргументов существует в пользу существования богов, столько же в пользу их отсутствия; люди обожествляют то, что для них полезно. "По  большому счету, - заключает докладчик, - XIX век мало что придумал в сравнении с тем, что было в античное время. Критики религии и научные атеисты приводили те же самые аргументы, разве что добавляя тезис о классовой борьбе".

Объясняет появление "вольнодумцев" Роман Дмитриевич тем, что единого доктринального текста у античного язычества не было. Тогда и возникают попытки Платона создать "каноническую теологию" - представление о богах, которые должны влиять на тот социум, который философ утопически предполагает создать. Ученый перечислил черты учения Платона, которые оказались востребованы христианскими апологетами: от богов только благо и знание, их не стоит бояться, боги не антропоморфны, мир создан, богов нужно почитать, они присматривают за людьми и направляют их, существует предопределение.

"Платон пытается создать, - заключает Роман Викторович, - представление о божественной сфере, которое было бы описываемо через какое-то количество тезисов. Это стало важно для христианских апологетов. В греческой культуре есть нечто подобное истории христианского сознания, но не в самом мировоззрении, а в его теоретическом оформлении".
 
Кандидат исторических наук Алексей Пантелеев в докладе "Христианское мученичество и Сократ" проследил историю отношения в раннем христианстве к обстоятельствам смерти известного греческого философа. Именно смерть сделала Сократа "языческим святым". Сократ признавал несправедливость вынесенного ему приговора - и все-таки добровольно пошел на казнь, приняв яд. Обращаясь к афинянам, он говорил, что если бы его простили, но велели покинуть город, Сократ остался бы верен своим убеждениям: "Бога я буду слушаться больше, чем вас".

Многие раннехристианские апологеты относятся к Сократу положительно, среди них Иустин Философ, который называет его христианином до Христа. "При желании, - отметил Алексей Дмитриевич, - можно сопоставить все, в чем обвиняли Сократа, с тем, в чем обвиняли Христа". Центральным в восприятии ранними христианами учения Сократа является отвержение им языческих богов. Иустин видит в этом причину его смерти: "Он отказался от демонов, и демоны наказали его за это". Тертуллиан писал: "Сократ был осужден потому, что приблизился к истине и ниспровергал ваших богов". Лактанций полагал, что Сократ, отказавшись от изучения небесных вещей, тем самым показывал, что не следует подчиняться языческой религии. Докладчик также посчитал нужным упомянуть, что среди христианских апологетов были те, кто относился к Сократу нейтрально или негативно.

По окончании выступлений докладчики ответили на вопросы присутствующих.

ИА "Вода живая",
11.03.16