Инициатором ее выступил профессор Санкт-Петербургских Духовных школ, настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге протоиерей Владимир Сорокин.«Мы обязаны вступить в диалог с теми, кто говорит сегодня о «никодимовщине», – подчеркнул отец Владимир.
Сегодня, 5 сентября, исполняется 30 лет со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Многогранная личность владыки, его разносторонняя деятельность и по сей день являются предметом для дискуссии.
Так, 4 сентября, в рамках конференции "Митрополит Никодим: наследие и современность" в стенах Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, состоялась дискуссия о политических взглядах владыки Никодима. Инициатором ее выступил профессор Санкт-Петербургских Духовных школ, настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге протоиерей Владимир Сорокин.
В частности, по мнению отца Владимира, сегодня как никогда необходим вдумчивый и бесстрастный анализ деятельности митрополита Никодима на посту председателя ОВЦС. Необходимость эта обсуловлена многочисленными нападками в адрес митрополита Никодима в популярных "православных газетах" - безграмотными и необоснованными по существу (в качестве примера он привел призыв одного из газетчиков во имя сохранения Православия "вырвать никодимовщину с корнем").
"Мы обязаны вступить в диалог с теми, кто говорит сегодня о "никодимовщине", - подчеркнул отец Владимир, - потому что это не только так называемые "диомидовцы", это гораздо более широкий круг людей. И это серьезная мина замедленного действия на поле Церкви".
В качестве отправной точки для дискуссии отец Владимир предложил одному из основных докладчиков конференции, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, ответить на вопрос об отношении владыки Никодима к советской власти. "Как Вы считаете, владыка, верил ли митрополит Никодим в то, что советскую власть можно "воцерковить", "оправославить"? Или он просто с ней боролся и не хотел уступать ей своих позиций?".
Также отец Владимир задал вопрос преосвященному Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому: "Не был ли владыка Никодим увлекающимся человеком? Не выходили ли его увлечения за пределы дозволенного? Не увлекался ли он, в частности, советской властью?".
Митрополит Кирилл в ответ отметил, что подлинные политические убеждения митрополита Никодима не могут быть никому не известны: "На это вопрос никто из нас в полной мере ответа дать не сможет, потому что убеждения эти были очень глубоко спрятаны. Эпоха была такая, что все, сказанное церковными иерархами, очень быстро становилось известным, и открыто говоря многие вещи, митрополит Никодим ставил в крайне уязвимое положение не только себя, но и десятков людей, которые стояли за ним. Поэтому он никогда и не распространялся о своих политических убеждениях".
И все же митрополит Кирилл представил свой взгляд на вопрос: "В одной заграничной статье я как-то прочел, что владыка Никодим - не тот человек, за которого он себя выдает. На самом деле он вовсе не поддерживает советскую власть, - наверняка он скрытый монархист и мечтает о возрождении старой России. Я думаю, что очень возможно, что он действительно был человеком монархических убеждений".
В качестве иллюстрации для такого вывода митрополит Кирилл рассказал, как митрополит Никодим поведал ему о своем сне. "Будто он идет по территории Александро-Невской Лавры, а навстречу ему - император Николай II. Подойдя к владыке, царь поклонился и, как положено, взял у него благословение. И владыка вспоминал, как, благословив царя, он почувствовал какое-то тепло, исходящее от него. И по тому, как владыка о царе говорил, я понял, что у него была большая симпатия к личности Николая II".
В то же время, владыка Кирилл подчеркнул, что для митрополита Никодима монархия не была "политическим проектом" - владыка "был прагматиком, который понимал невозможность восстановления старой России".
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в свою очередь, признал, что критический взгляд на личность и дела митрополита Никодима просто необходим - к тому же, вся критика не умаляет роли огромного труда на благо Церкви, проделанного им. "Много лет я возглавляю комиссию по канонизации святых Московского Патриархата и могу ответственно сказать: даже люди, которых мы канонизируем за подвиг перед Церковью, были людьми грешными, - сказал владыка Ювеналий, - Возьмите любой образ святого: он возрастал во Христе, но нельзя сказать, что у него было непорочное зачатие и вся жизнь его прошла безгрешно".
По поводу увлечения митрополита Никодима советской властью, митрополит Ювеналий заметил: "Безусловно, митрополит Никодим был человеком увлекающимся, но главным увлечением его жизни была все-таки вера в Бога и Церковь". "Он никогда не разочаровывался в Церкви, и этим он увлекал за собой много людей", - подчернул митрополит Ювеналий.
ИА "Вода живая",
05.09.2008.
Раздел:
ИА "Вода живая"
Санкт-Петербургская духовная академия
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17Упоминания в новостях
22 ноября 2024
Рождественские чтения прошли в округах
... Доцент СПбДА Дмитрий Карпук выступил с сообщением «Русская Православная Церковь до и после Великой Отечественной войны: изменилась ли государственная религиозная политика?»
Учитель истории Николай Мизин поделился размышления о памяти и духовном опыте поколений ...
19 ноября 2024
Прошло заседание совета по теологическому образованию
...
Присутствовали епископ Кронштадтский Вениамин, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов), проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Олег Скоморох, завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников, директор Института теологии СПбГУ Дмитрий Шмонин, ректор РХГА имени Федора Достоевского Дмитрий Богатырев, завкафедрой истории религий и теологии Института истории и социальных наук РГПУ Александр Прилуцкий, методист ОРОиК Виктория Гусакова ...