Ольга Васильева: «Митрополит Никодим был настоящим патриотом, что бы про него ни говорили»

«Штампы, повлиявшие на восприятие личности митрополита Никодима, рождались в эшелонах власти. У народа не было информации», - считает Ольга Васильева, профессор, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.
Сергей Фирсов 4 сентября на конференции памяти митрополита Никодима (Ротова) в Петербурге с докладом "Митрополит Никодим и власть. 1960-1970-е гг." выступила Ольга Васильева, профессор, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.
 
"Я историк, и мои скромные изыскания основаны на документах, которыми я располагаю. Все источники - государственного происхождения, относятся к времени, когда митрополит Никодим был председателем Отдела внешних церковных сношений".
 
Ольга Юрьевна отметила, что сейчас в распоряжении исследователей - далеко не всё: архивные документы становятся доступны спустя пятьдесят лет; тогда, безусловно, появятся более полные исследования жизни и деятельности митрополита Никодима.
 
"В те времена служение митрополита Никодима не могло быть свободным и открытым. Но он делал все, что мог. Он был патриотом и любил свою страну, хотя многие упрекали его в обратном. Он был высоким дипломатом - а иначе в те времена было невозможно хоть что-то сделать, Церковь курировало Второе управление КГБ, а КГБ, нынешним молодым людям это невозможно представить, располагал сведениями о каждом человеке".

По словам Ольги Васильевой, Юрий Андропов, тогдашний председатель КГБ, подлинную оценку деятельности которого пока никто не дал, был одним из самых жестких руководителей КГБ.
 
Главная цель, которую ставила перед собой докладчица, - развеять мифы, до сих пор бытующие не только в околоцерковных, но и в церковных кругах.
 
Один из мифов - "подозрительно" быстрый карьерный взлет митрополита, тогда архимандрита Никодима. Сохранились документальные свидетельства, что тогдашний председатель ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич) видел своим преемником только своего заместителя - архимандрита Никодима, поэтому в его назначении не было ничего необычного. Также, один из главных мифов - обвинение митрополита Никодима в экуменизме. Но вопрос о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей поднимался властью еще в 1946 году, и первые шаги в этом направлении были сделаны при митрополите Николае (Ярушевиче).
 
Митрополиту Никодиму также ставят в вину "чрезмерные" контакты с Римско-католической Церковью. На этом пункте исследователь остановилась подробнее.
 
25 января 1959 года Папа Римский Иоанн XXIII объявил о созыве Второго Ватиканского Собора. Патриарх Алексий I отказался от участия РПЦ в этом Соборе, считая его не "вселенским", как его называли в Риме, а внутренним делом Римско-католической Церкви. В западной прессе появилась крайне безграмотная статья с громким названием "Будут ли русские участвовать во Вселенском соборе". Обстоятельства осложнялись позицией, занятой Вселенским Патриархом Афинагором: он был настроен проамерикански.
 
Шла речь не об участии во Втором Ватиканском Соборе, а приезде в Ватикан наблюдателей от Московского Патриархата. Епископ Никодим в интервью итальянской газете "Джорно" в феврале 1961 года заявил, что приезд наблюдателей возможен, если на Соборе не будут обсуждаться доктринальные вопросы, а также не будет осуждаться Советское государство. Он понимал, что если представителей Русской Православной Церкви на Ватиканском Соборе не будет, Константинополь, то есть Вселенский Патриарх Афинагор, будет говорить от лица всего православного мира.
 
8 сентября 1962 года было объявлено об отказе прислать наблюдателей, но 12 сентября они прибыли в Ватикан. А Патриарх Афинагор на Собор по протокольным соображениям не приехал.
Итоги Собора были нерадостны для Русской Православной Церкви, но идея окатоличивания России вновь потерпела крах.
 
Ольга Юрьевна процитировала строки из письма митрополиту Никодиму от епископа Василия (Кривошеина): "Я хорошо знаю Вашу непрестанную заботу о Русской Православной Церкви". Недавно в Новгороде были найдены документы, свидетельствующие о том, что митрополит Никодим открыл в этом городе вторую церковь, увеличил содержание священнослужителей.

"Штампы, повлиявшие на восприятие личности митрополита Никодима, рождались в эшелонах власти, - подчеркнула Ольга Васильева. - У народа не было информации".

ИА "Вода живая",
05.09.2008.

Санкт-Петербургская духовная академия

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17

Упоминания в новостях

Все новости