"Вода живая" продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предлагаем вниманию читателей воспоминания о покойном владыке викария Санкт-Петербургской митрополии, епископа Петергофского Маркелла.
"Вода живая" продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предлагаем вниманию читателей воспоминания о покойном владыке викария Санкт-Петербургской митрополии, епископа Петергофского Маркелла (текст опубликован также в №9 журнала "Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" за 2008 год).
Мне выпала радость знать Владыку Никодима, быть и общаться с ним, смотреть на некоторые привычные моменты церковного бытия его взглядом, в чем-то поддерживать его - в той мере, в какой он мне определил. Его опыт церковной деятельности, пастырского служения, бескорыстного и самоотверженного вопреки всем трудностям и сложностям времени и собственным немощам был, есть и будет для меня исключительно примерным.
- Почему столь по-разному видится сегодня роль и значение митрополита Никодима в истории нашей Церкви?
В сложный период истории всегда кто-то восходит на крест, встречая осуждение и непонимание. Лишь немногим дано видеть в таком подвиге скорбь и страдание. Все зависит от того, каким взглядом, каким оком взирать. Кто смотрит любящим взором с желанием понять, оправдать, а кто - взором, полным ненависти и надменности, слепого ригоризма и непроницательности.
- Насколько актуальны результаты деятельности Владыки Никодима сегодня? Какими они воспринимаются из сегодняшнего дня?
Самоотверженное служение Христу и его Церкви, радение о людях и храмах, свидетельствование о Православии в России и за границей - разве может все это потерять актуальность сегодня? Большее из того, над чем трудился и работал митрополит, продолжает жить и давать свои церковные плоды. Это и защита от закрытия Духовных школ, и подготовка церковных служителей, которая не останавливалась в тяжелое время, когда многие семинарии закрывались. Многие встали на путь церковного служения под омофором митрополита Никодима.
- Что Вам представляется из духовного, литургического и пастырского наследия Владыки Никодима наиболее ценным и востребованным?
Опыт жизни во Христе и в Церкви, ставший для многих примером, отречение от самого себя до пределов пренебрежения собственным здоровьем и жизнью в служении Богу и людям - драгоценное наследие само по себе. Владыка любил православное богослужение, любил литургисать. Обладая великолепной памятью, Владыка мог безошибочно назвать имена тех святых, память которых празднуется в данный день, цитировать на память фрагменты из Минеи и Типикона.
Занимался он и церковным гимнотворчеством. Приходит на память воспоминание близкого помощника Митрополита: "Однажды в Серебряном Бору, - рассказывал тот, - Владыка буквально разрывался между бумагами и телефонными звонками. Присев у края стола, он быстро набросал несколько строк, а затем вырвал листки, но неудачно - часть текста осталась в блокноте на обрывках. Со словами “приведи все в порядок, мне некогда“, он передал мне это “хозяйство”, а сам снова занялся “текучкой”. Осторожно извлекши обрывки из блокнота, я соединил их с основным текстом, а затем склеил. Это были кондак, тропарь и величание одному из святых. Именно этот текст вскоре и был утвержден на заседании Синода".
К православному студенчеству Владыка испытывал особенную сердечную привязанность. Те, кто тогда учился в Духовных школах, помнят частые личные встречи и беседы с Владыкой. Он часто выступал в Духовной академии, говоря о необходимости связи богословия с жизнью, "которая удерживает мысль от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений". Пример подлинного богословия им виделся в богословии Святых Отцов, которое развивалось в непрерывной связи с Апостольским Преданием, основываясь на Божественном Откровении, и соответствовало запросам жизни.
Беседовал протоиерей Александр Сорокин,
ИА "Вода живая",
05.09.2008.
Мне выпала радость знать Владыку Никодима, быть и общаться с ним, смотреть на некоторые привычные моменты церковного бытия его взглядом, в чем-то поддерживать его - в той мере, в какой он мне определил. Его опыт церковной деятельности, пастырского служения, бескорыстного и самоотверженного вопреки всем трудностям и сложностям времени и собственным немощам был, есть и будет для меня исключительно примерным.
- Почему столь по-разному видится сегодня роль и значение митрополита Никодима в истории нашей Церкви?
В сложный период истории всегда кто-то восходит на крест, встречая осуждение и непонимание. Лишь немногим дано видеть в таком подвиге скорбь и страдание. Все зависит от того, каким взглядом, каким оком взирать. Кто смотрит любящим взором с желанием понять, оправдать, а кто - взором, полным ненависти и надменности, слепого ригоризма и непроницательности.
- Насколько актуальны результаты деятельности Владыки Никодима сегодня? Какими они воспринимаются из сегодняшнего дня?
Самоотверженное служение Христу и его Церкви, радение о людях и храмах, свидетельствование о Православии в России и за границей - разве может все это потерять актуальность сегодня? Большее из того, над чем трудился и работал митрополит, продолжает жить и давать свои церковные плоды. Это и защита от закрытия Духовных школ, и подготовка церковных служителей, которая не останавливалась в тяжелое время, когда многие семинарии закрывались. Многие встали на путь церковного служения под омофором митрополита Никодима.
- Что Вам представляется из духовного, литургического и пастырского наследия Владыки Никодима наиболее ценным и востребованным?
Опыт жизни во Христе и в Церкви, ставший для многих примером, отречение от самого себя до пределов пренебрежения собственным здоровьем и жизнью в служении Богу и людям - драгоценное наследие само по себе. Владыка любил православное богослужение, любил литургисать. Обладая великолепной памятью, Владыка мог безошибочно назвать имена тех святых, память которых празднуется в данный день, цитировать на память фрагменты из Минеи и Типикона.
Занимался он и церковным гимнотворчеством. Приходит на память воспоминание близкого помощника Митрополита: "Однажды в Серебряном Бору, - рассказывал тот, - Владыка буквально разрывался между бумагами и телефонными звонками. Присев у края стола, он быстро набросал несколько строк, а затем вырвал листки, но неудачно - часть текста осталась в блокноте на обрывках. Со словами “приведи все в порядок, мне некогда“, он передал мне это “хозяйство”, а сам снова занялся “текучкой”. Осторожно извлекши обрывки из блокнота, я соединил их с основным текстом, а затем склеил. Это были кондак, тропарь и величание одному из святых. Именно этот текст вскоре и был утвержден на заседании Синода".
К православному студенчеству Владыка испытывал особенную сердечную привязанность. Те, кто тогда учился в Духовных школах, помнят частые личные встречи и беседы с Владыкой. Он часто выступал в Духовной академии, говоря о необходимости связи богословия с жизнью, "которая удерживает мысль от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений". Пример подлинного богословия им виделся в богословии Святых Отцов, которое развивалось в непрерывной связи с Апостольским Преданием, основываясь на Божественном Откровении, и соответствовало запросам жизни.
Беседовал протоиерей Александр Сорокин,
ИА "Вода живая",
05.09.2008.
Раздел:
ИА "Вода живая"
Санкт-Петербургская духовная академия
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17Упоминания в новостях
22 ноября 2024
Рождественские чтения прошли в округах
... Доцент СПбДА Дмитрий Карпук выступил с сообщением «Русская Православная Церковь до и после Великой Отечественной войны: изменилась ли государственная религиозная политика?»
Учитель истории Николай Мизин поделился размышления о памяти и духовном опыте поколений ...
19 ноября 2024
Прошло заседание совета по теологическому образованию
...
Присутствовали епископ Кронштадтский Вениамин, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов), проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Олег Скоморох, завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников, директор Института теологии СПбГУ Дмитрий Шмонин, ректор РХГА имени Федора Достоевского Дмитрий Богатырев, завкафедрой истории религий и теологии Института истории и социальных наук РГПУ Александр Прилуцкий, методист ОРОиК Виктория Гусакова ...