Александр Щипков: миф о малочисленности православных создан для того, чтобы их мнение не учитывалось при принятии общественно важных решений

Социолог религии представил в Санкт-Петербурге свою новую книгу "Территория Церкви".
Публицист, социолог религии Александр Щипков представил 11 декабря в Санкт-Петербурге свою новую книгу "Территория Церкви", выпущенную издательством "Индрик". Ее представление состоялось в двух учебных заведениях - СПбПДА и РХГА. Слушателями автора стали студенты - представители поколения, выросшего в период относительной свободы Церкви.   
 
В 1991 году РПЦ обрела независимость от государства и свободу, потерянную в синодальный и советский периоды истории России. За 20 лет многое было сделано для возрождения церковной жизни. Однако, по мнению автора книги, это слишком малый срок для уврачевания увечий, нанесенных Церкви.

В книге дан анализ информационной атаки на РПЦ в 2011-2012 годах. Она началась на государственном и прогосударственном телевидении, в ведущих печатных и сетевых СМИ. 

Причинами антиправославной агрессии Александр Щипков считает то, что к этому периоду Церковь заявила себя как признная общественная сила. Был принят федеральный закон о возвращении церковной собственности, произошло воссоединение с РПЦЗ, в школьной программе появился курс ОПК. 

Выступления против Церкви тех, кто недоволен ее авторитетом, в основном, представляют собой оскорбительные выпады против духовенства. В СМИ стало модным отражать всевозможный "негатив".

Кощунственный "панк-молебен" в храме Христа Спасителя - продуманную и тщательно организованную провокацию - СМИ отразили тенденциозно, представив Церковь "гонителем и душителем свободы". 

Информационная атака на Церковь - это война не большинства с меньшинством, как предствляют СМИ, а наоборот, война меньшинства с большинством, подчеркивает Александр Щипков.  

"В обществе создан миф о малочисленности православных, хотя, начиная с 1994 года, соцопросы показывают, что в России 80 процентов верующих и 15 процентов неверующих. Эта картина прямо противоположна той, которая была в горбачевский период", - отметил религиовед. 

По его мнению, православными надо считать тех, кто сами считают себя таковыми. Просмотрев множество аспирантских рефератов по научному атеизму советского периода, автор книги сделал вывод, что миф создавался и в советский период.

Так, в 1985 году, по соцопросам, в Ставрополье было 40 процентов верующих. Подобные высокие показатели существовали и в других регионах, но официально не обнародывалась, ведь это означало бы  поражение марксизма. В те годы в народе бытовала скрытая религиозность, многие воспитывались верующими родителями и сохраняли духовно-нравственную идентичность, уверен Александр Щипков.  

Миф о малочисленности верующих создавался и создается для того, чтобы их мнение не учитывалось при принятии общественно важных решений, считает автор исследования. 
 
Среди других способов борьбы с Церковью он назвал современное обновленчество - (требование перевода богослужений на русский язык и других реформ), а также критику священноначалия, особенно Патриарха.

Александр Щипков - кандидат философских наук,  директор православного правозащитного центра "Территория Церкви", главный редактор интернет-портала "Религия и СМИ". Автор книг "Во что верит Россия" (1998), "Соборный двор" (2002), "Христианская демократия в России" (2004). "Территория Церкви" была написана на рубеже двадцатилетия религиозной свободы в России. 

"Вода живая",
11.12.12