Конференция "Психея и пневма" открылась в РХГА

Сретенская научно-практическая конференция "Психея и пневма" открылась 25 февраля в Русской христианской гуманитарной академии. Программа рассчитана на два дня и включает пленарное заседание, семинар, "круглый стол" и открытую лекцию.

Предметами обсуждения стали вопросы современной психологии и психологии религии, теоретические и практические аспекты богословской и философской антропологии. Особое внимание было уделено темам школьного образования как ресурса духовного развития личности, психолого-социального сопровождения подростков, находящихся в конфликте с законом, проблеме подростков в Церкви.

Открывая встречу, проректор по научной работе РХГА Дмитрий Шмонин сказал, что, в отличие от других, Сретенская конференция является рабочей, поскольку психологи больше работают, чем презентуют свои проекты.

Пленарное заседание на тему "Психология и педагогика в ценностно-смысловой перспективе" началось с доклада декана психолого-педагогического института РГПУ имени Александра Герцена Виктора Семикина, который рассказал об авторской концепции создания экополисов. Проект на основе этой концепции зарегистрирован в Агентстве стратегических инициатив по продвижению новых проектов. По словам Виктора Васильевича, на сегодняшний день российское общество находится в духовно-нравственном упадке. Оздоровление общества требует новой государственной политики, основанной на нравственных принципах, которую он назвал НЭП (нравственная экономическая политика). Для ее реализации все российское общество должно соборно направить свои силы на духовно-нравственное возрождение страны. Нравственность должна стать главным регулятором жизни общества.

Политика НЭП опирается на три составляющие: нравственность, экологию и право. Основной целью такой политики должно стать формирование субъектов созидательного гражданского общества - экополисов (экосоциумов). В основе создания развивающихся локальных экополисов лежат два принципа: культуросообразность (ориентация на христианские ценности и православную культуру) и природосообразность (гармония с природой и синергия). В экополисах приоритетными направлениями развития будут система непрерывного просвещения и образования, институт семьи и родительства, институт волонтерской деятельности. Эти программы направлены на формирование нравственной личности, творческого созидателя, патриота своего Отечества. Жизнь в экополисе должна строиться по принципам христианской общины, центральное место в которой будет занимать храм - сосредоточие духовной жизни экополиса. Старт такой программы в будущем планируется осуществить на практике в отдельных местностях, в частности, в Девяткине.

О ценностных аспектах неформального образования рассказала заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского филиала Института управления образованием Российской академии образования Ольга Шилова. Она отметила, что вопросы ценностей каждое поколение решает по-своему. Ольга Николаевна в своем докладе рассмотрела ценностные аспекты через призму неформального образования. Развитие информационного общества принесло множество перемен. Адаптироваться к переменам возможно только благодаря обучению в течение всей жизни. Это утверждение стало новой парадигмой образования. Целью такого образования является адаптация социальной сферы к развитию экономики, базирующейся на знании. В этом процессе задействованы все виды образования: формальное, неформальное и информальное. Формальное образование является целенаправленным, цикличным, организованным "сверху" в форме институтов, реализуется на основе лицензированных программ и практики выдачи сертификатов, подтверждающие уровень компетенции. Неформальное образование идет не от потребностей государства, а от потребностей личности, организуется "снизу", т. е. благодаря общественной и личной инициативе. Информальным образованием является повседневная, индивидуальная познавательная деятельность человека, которая важна не только для личностного, но и для профессионального развития. Ольга Николаевна проанализировала виды образования, сравнив их цели, задачи, способы реализации.

"Навыки непрерывного образования и умение ставить себе задачи в плане саморазвития позволяют человеку легко адаптироваться к меняющимся условиям, соответствовать темпам инноваций в обществе, использовать новейшие технологии. Позитивными результатами неформального образования является развитие самоконтроля, рост внутренней мотивации, эффективная совместная работа в сообществах", - подытожила Ольга Шилова.

Проректор по учебной работе РХГА Игорь Загашев выступил с докладом "Психологические аспекты управления инновациями в образовательных организациях". Игорь Олегович привел примеры успешных инноваций в образовании: дистанционное обучение, индивидуальный рабочий план, проектное управление, рейтинговая накопительная система оценивания, учебный портал и другие. Однако не все инновации всегда являются успешными, некоторые могут приводить к дистрессу, отторжению, конфликтам и даже снижению эффективности. Он отметил, что с психологической точки зрения трудовому коллективу легче переживать процесс инноваций, если организация самостоятельно выбирает путь обновления, поскольку легче управлять процессом, чем приспосабливаться. Низкий уровень участия в инновационном процессе приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию, в то время как слишком частое участие в инновациях приводит к ярко выраженному психологическому стрессу у сотрудников.

По мнению Игоря Олеговича, инновации - это прежде всего изменение системы отношений (качества связей), предполагающее позитивный эффект. Существует связь между психической готовностью человека к инновациям и эффективностью работы сотрудника. Привлечение полного коллектива к инновационному процессу не является эффективным, поскольку есть люди, которые не настроены на изменения, им это даже может нанести вред. "Психологические аспекты управления инновациями связаны с тем, чтобы своевременно диагностировать тип готовности к инновациям, учитывать его при внедрении инноваций и понимать, что кроме внедрения новшеств организация выполняет свою работу", - отметил Игорь Олегович.

Итоги пленарного заседания подвел его ведущий - декан факультета психологии и философии человека РХГА протоиерей Григорий Григорьев. "Когда мы говорим о ценностных основаниях психологии, надо помнить об истоках этой науки, - сказал он. - Психология, в конечного счете, вышла из богословия. Духовно-нравственные ценности, выраженные в психологии, были уделом религиозных знаний. Многие проблемы современного общества возникают от того, что мы забыли заповеди Христа - заповеди любви. Господь заповедовал оставаться во всех жизненных ситуациях в духе любви, и тогда Он прибудет с нами, но как только нарушится дух любви, человечество сойдет с той дороги, на которой никто его не может уничтожить".

Отец Григорий отметил, что народ сможет себя идентифицировать, только если будет единое распознавание добра и зла, которое возможно в рамках заповедей. Эти заповеди признают все религии мира в качестве общечеловеческих ценностей. "Нам всем нужно понимать, что основания психологической науки лежат в святоотеческой традиции. Изучение и интерес к этим истокам очень важен для психолога. Такие мероприятия, как эта конференция, дают импульс духовно ориентированной психологии, потому что по своему предназначению психология не может быть ориентирована не духовно", - заключил он.

ИА "Вода живая",
26.02.16

Русская христианская гуманитарная академия

191023, Санкт-Петербург, Наб. реки Фонтанки, 15

Упоминания в новостях

Все новости