Выставку подписных икон из своей коллекции "Написал сей святый образ…" представил 25 декабря Музей истории религии.
Иконы, имеющие подпись автора, - явление в истории русской иконописи довольно новое. Икона изначально не мыслилась как произведение индивидуального творчества, работа мастера рассматривалась как служение, молитвенное восхождение к Первообразу. До XVII века иконописцы свои произведения не подписывали, об авторстве некоторых икон сохранились лишь косвенные сведения в летописях, монастырских хрониках, других документах. В XVII веке под влиянием идей Нового времени меняется и отношение к художественному творчеству, в том числе к иконописи. Она обретает авторство, подпись выступает своеобразной "гарантией качества". Проводником новых идей стала иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. В 1710 году император Петр I издал указ о необходимости подписывать произведения с указанием даты, однако большая часть написанных в России икон по-прежнему оставалась безымянной. Несмотря на обилие документов, письменных источников, воспоминаний, о многих иконописцах XVII-XVIII веков осталось мало сведений.
"Более десяти лет мы работаем над изданием каталога подписных икон из нашего собрания, - рассказала куратор выставки Ольга Коробко. - У нас самое большое собрание подписных икон в стране - более 450 произведений 170 авторов, с конца 1690-х по 2016 год. Проделав каталогизацию фонда, мы решили показать результат. Выставлено 88 экспонатов - лучше всего сохранившиеся и наиболее значимые с исторической и художественной точки зрения произведения - или работы иконописцев, чьи имена редко встречаются. У авторской иконы нет собственной истории, она вписана в историю искусства. Многие вещи экспонируются впервые: мы о них говорили, писали, но не показывали "живьем". Некоторые только что отреставрированы, есть и находящиеся в процессе реставрации".
В экспозиции - произведения мастеров Оружейной палаты, продолжавших традиции иконописцев XVIII века, иконы "живописного стиля" XVIII-XIX веков, памятники старообрядческой культуры московской и невьянской школ, мстерских и палехских мастеров. Материалы и техники разнообразны - темпера на дереве, масло на холсте, работы на металле и мозаика.
19 марта 1901 высочайшим указом был образован Комитет попечительства о русской иконописи. В 1902 году были открыты иконописные школы в Палехе, Холуе, Мстере и Борисовке Курской губернии. Ученические работы из этих мастерских представлены на выставке. Некоторые вещи - копии. Одна из таких работ - икона святого Илии Пророка - написана Павлом Кориным, впоследствии советским художником. Завершают хронологический ряд работы молодого петербургского иконописца Георгия Панайотова.
Выставка открыта до 26 февраля.
ИА "Вода живая",
25.12.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура