Выставку подписных икон из своей коллекции "Написал сей святый образ…" представил 25 декабря Музей истории религии.
Иконы, имеющие подпись автора, - явление в истории русской иконописи довольно новое. Икона изначально не мыслилась как произведение индивидуального творчества, работа мастера рассматривалась как служение, молитвенное восхождение к Первообразу. До XVII века иконописцы свои произведения не подписывали, об авторстве некоторых икон сохранились лишь косвенные сведения в летописях, монастырских хрониках, других документах. В XVII веке под влиянием идей Нового времени меняется и отношение к художественному творчеству, в том числе к иконописи. Она обретает авторство, подпись выступает своеобразной "гарантией качества". Проводником новых идей стала иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. В 1710 году император Петр I издал указ о необходимости подписывать произведения с указанием даты, однако большая часть написанных в России икон по-прежнему оставалась безымянной. Несмотря на обилие документов, письменных источников, воспоминаний, о многих иконописцах XVII-XVIII веков осталось мало сведений.
"Более десяти лет мы работаем над изданием каталога подписных икон из нашего собрания, - рассказала куратор выставки Ольга Коробко. - У нас самое большое собрание подписных икон в стране - более 450 произведений 170 авторов, с конца 1690-х по 2016 год. Проделав каталогизацию фонда, мы решили показать результат. Выставлено 88 экспонатов - лучше всего сохранившиеся и наиболее значимые с исторической и художественной точки зрения произведения - или работы иконописцев, чьи имена редко встречаются. У авторской иконы нет собственной истории, она вписана в историю искусства. Многие вещи экспонируются впервые: мы о них говорили, писали, но не показывали "живьем". Некоторые только что отреставрированы, есть и находящиеся в процессе реставрации".
В экспозиции - произведения мастеров Оружейной палаты, продолжавших традиции иконописцев XVIII века, иконы "живописного стиля" XVIII-XIX веков, памятники старообрядческой культуры московской и невьянской школ, мстерских и палехских мастеров. Материалы и техники разнообразны - темпера на дереве, масло на холсте, работы на металле и мозаика.
19 марта 1901 высочайшим указом был образован Комитет попечительства о русской иконописи. В 1902 году были открыты иконописные школы в Палехе, Холуе, Мстере и Борисовке Курской губернии. Ученические работы из этих мастерских представлены на выставке. Некоторые вещи - копии. Одна из таких работ - икона святого Илии Пророка - написана Павлом Кориным, впоследствии советским художником. Завершают хронологический ряд работы молодого петербургского иконописца Георгия Панайотова.
Выставка открыта до 26 февраля.
ИА "Вода живая",
25.12.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Государственный Музей Истории Религии (ГМИР)
190000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Почтамтская ул, 14/5Упоминания в новостях
1 декабря 2025
Открылся фестиваль "Невский благовест"
...
Специальными призами Императорского монетного двора были награждены создатели фестиваля - епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, руководитель фестиваля Раиса Евдокимова, президент Музея истории религии Любовь Мусиенко, президент фестиваля народный артист России Николай Буров, глава администрации Фрунзенского района Константин Серов ...
18 октября 2025
Представлена выставка "Нам теперь открыты ваши имена"

