Выставка "Русские мастера. Художественные традиции и идеалы" открылась 9 июля в Государственном музее истории религии. На ней представлены богослужебные предметы из его коллекции, многие выполнены из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Значительная часть экспонатов - памятники серебряного дела в России XIX - начала XX веков, изготовленные фабриками и мастерскими.
Выставка стала продолжением знакомства с неорусским стилем, представленным в 2021 году экспозицией о храмовом зодчестве, а в 2023-м - экспозицией о Викторе Васнецове и его последователях. Экспонируются около ста предметов - облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы в драгоценных окладах. Среди наиболее ценных раритетов - икона Богоматери Иверской начала XX века в серебряном окладе, киот "Державная Богоматерь", выполненный по рисунку Сергея Вашкова в 1917 году, Царские врата в стиле модерн с серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест.
Замдиректора музея Екатерина Терюкова подчеркнула, что церковное искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков было вовлечено в общий художественный процесс.
"Каждая мастерская находилась под влиянием стиля модерн, это была мировая тенденция, - отметила автор экспозиции, главный хранитель музея Елена Денисова. - Русский модерн зиждется на древнерусских образцах. Ювелирные фабрики имели художественные цеха, осознавали себя не ремесленниками, а творцами церковного искусства".
Во второй половине XIX века начинается возрождение интереса к русской культуре и истории. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства, привносили и свой взгляд. Неорусский стиль тесно связан со стилем модерн, который стал ведущим направлением во многих ювелирных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы, среди них - фабрики Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Оловянишниковых, Игнатия Сазикова.
Представлены предметы, созданные по рисункам главного художника фирмы Оловянишниковых Сергея Вашкова, работы которого сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Им посвящен целый зал, и не случайно: он работал на этой фабрике в 1901-1911 годах и был очень популярен. В коллекции музея есть каталог с изображениями более 300 предметов и 41 образца церковной парчи, созданных по эскизам Сергея Вашкова. Ее можно "полистать" с помощью электронной презентации.
Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы Мстеры: Алексей Вашуров, братья Сеньковы, Иосиф Чириков создавали иконы в том числе по мотивам произведений Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Завершают экспозицию произведения нынешних мастеров: швейные и вышитые изделия мастерской "Покров", Константино-Еленинского монастыря, богослужебные предметы, изготовленные на фабрике "Софрино", произведения современных иконописцев Мстеры.
Выставка продлится до 25 января 2025 года.
ИА "Вода живая",
09.07.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Государственный Музей Истории Религии (ГМИР)
190000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Почтамтская ул, 14/5Упоминания в новостях
19 марта 2024
Владыка Варсонофий: "Господь нас никогда не оставит. Он дает все возможности"
...
– Какие еще памятные события ждут нас в этом году?
– Помимо 300-летия обретения городом небесного покровителя 3 июня исполнится 35 лет, как мощи святого князя Александра вернулись в лавру из запасников Музея истории религии и атеизма ...