Презентация издательского проекта "Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области: материалы и исследования" состоялась в Российском этнографическом музее 22 января.
Открывая презентацию, руководитель проекта доктор исторических наук Ольга Фишман сказала: "Наш проект рассчитан на то, чтобы вызвать обсуждение не только в научном сообществе, но и в органах власти, в церковных и общественных организациях".
Атлас - это попытка осмыслить последствия геополитических деформаций на территории постсоветского пространства: возникли и продолжают формироваться новые этнические анклавы и диаспоральные сети, появились нетипичные религиозные деноминации, возросла подвижность этноконфессионального состава населения.
"Этноконфессиональный атлас Ленинградской области: материалы и исследования" - это более 200 исторических и оригинальных карт, таблиц, диаграмм с пояснительными текстами, справочными материалами и комментариями, иллюстрациями (350 фотографий, рисунков, гравюр, акварелей, в основном не публиковавшихся ранее, выполненных авторами атласа либо хранящихся в различных архивах, библиотеках и музеях Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Хронологический диапазон атласа - с XVI века по 2014 год, когда работа над ним была завершена. Ольга Михайловна подчеркнула, что самыми значительными результатами проекта можно назвать полное восстановление истории местного старообрядчества, бытования Евангелической Лютеранской Церкви на изучаемой территории, а также определение местонахождения всех православных памятников с XIX по XXI века.
Один из авторов проекта, кандидат исторических наук Александр Терюков, заведующий отделом этнографии восточных славян и народов Европейской России Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, сказал, что одна из проблем, с которой пришлось столкнуться, - проблема районирования. "К сожалению, в свое время было принято неверное решение о разделении Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
На вопрос, не повредит ли наличие подробной информации о памятниках самим этим памятникам, не привлечет ли мародеров, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Оксана Пикулева ответила, что наличие мародеров говорит не об "опасности" атласа, а о степени зрелости общества. А на вопрос, можно ли говорить о деградации или, наоборот, о подъеме в Ленинградской области, Ольга Фишман отреагировала так: "Это простой сложный вопрос, на который нет ответа. На эту тему можно поговорить, но единый вывод сделать нельзя".
Главный советник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Угрюмов подчеркнул, что атлас имеет не только научную, но и практическую ценность в плане борьбы с различными историческими фальсификациями: "Можно получить исчерпывающую информацию о том, кто и когда тут жил. Здесь всегда жили в мире различные этносы". Возражая Александру Терюкову, Владимир Борисович отметил, что за 310 лет существования нашего города только одиннадцать лет, с 1927 по 1938 годы, город и область были едины. "И это правильно, поскольку управление мегаполисом и территориями области осуществляется разными методами". А, отвечая автору вопроса про деградацию, Владимир Угрюмов сказал: "Слово "деградация" к населению Ленинградской области неприменимо ни с какой стороны, область активно развивается". Также он заметил, что помимо электронной необходима бумажная версия атласа.
С Владимиром Угрюмовым согласился директор Российского этнографического музея Владимир Грусман: "Время сейчас трудное, но издать атлас как книгу необходимо. Это издание должно быть доступно широкому кругу читателей". Он также добавил, что атлас может применяться при разработке туристических маршрутов.
ИА "Вода живая",
22.01.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура