"Отец Небесный примет любого вернувшегося из страны далече"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Димитрия Солунского
В Неделю о блудном сыне, праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 12 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого Димитрия Солунского в Коломягах.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель протоиерей Ипполит Ковальский с клиром и другие священнослужители.

За богослужением чтец храма великомученицы Екатерины на Васильевском острове Дионисий Бабенко рукоположен во диакона к тому же храму.

После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"В этот воскресный день мы совершаем память святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и священномученика Ипполита Римского, небесного покровителя нашего настоятеля, - сказал владыка. - Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия о блудном сыне. Церковь предлагает нам портрет двух сыновей, чтобы посмотреть, кем из них мы являемся - старшим или младшим. Через этих двух сыновей Господь показал все человечество по отношению к Себе. Младший, взяв имение у отца, ушел на страну далече, там все растратил и опустился до того, что вместе со свиньями питался рожками. Старший никуда не уходил, был с отцом, но когда узнал, что в честь возвращения младшего брата отец устроил пир, оскорбился. И стал высказывать отцу, что всю жизнь был вместе с ним и помогал ему, а он для него не заколол даже козленка, устроив ради блудного сына такое торжество".

"Часто бывает, что братья еще в детстве начинают между собой ругаться из-за мелочей, - продолжил архипастырь. - И постепенно, обижая друг друга, утрачивают братскую любовь, так что с чужими ребятишками ладят лучше, чем друг с другом. Это картина нашей греховной жизни. Мы являемся старшими братьями, если завидуем младшим, считая, что они незаслуженно пользуются милостью Божией, что Господь больше, чем нас, одарил их богатством, должностями, званиями. Если думаем, что Господь нас не замечает, не дает награду, хотя мы так много трудимся. Если мы никого не называем братьями - это тоже признак старшего брата. На самом деле все мы - братья в глазах Отца нашего Небесного. Он готов принять любого распутного человека, только бы он вернулся к Нему из страны далече. Господь готов вернуть этому человеку все, мало того, Он заколол тельца, послал Сына Своего Единородного, Который сегодня приносится в жертву. И все, кто вернулся к Отцу Небесному, сегодня подпитались этим тельцом, вкусили Тела и Крови Господа, сподобились этого Божиего дара".

"Если мы находимся в доме Отца Небесного, мы не должны убегать на сторону далече. Мы знаем, чем это кончается и что нас ждет там. В лучшем случае - свиная пища и общение с бесами - в этой жизни, а в будущей - всегдашнее общение с бесами. Ничего хорошего в стороне греха нет. И тому, кто попал туда, надо быстрее оттуда убегать, идти к Отцу Небесному, который ждет нас, примет и введет в достоинство Своих сынов и детей", - заключил митрополит Варсонофий.

Правящий архиерей поздравил настоятеля с именинами, подарил ему крест и большую просфору. Букет цветов и памятный подарок настоятелю вручили сестры Новодевичьего монастыря.

Вторая седмица перед Великим постом именуется Неделей о блудном сыне. Церковь призывает людей к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии притчи о блудном сыне (Лк. XV, 11-32), по имени которого называет и саму неделю. Она повествует о сыне, получившем от отца причитающуюся часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда сын обнищал и осознал свою греховность, он вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном. Но радостный отец, видя искреннее раскаяние заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. В притче Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся блудный сын. Притча являет образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему, учит добродетелям покаяния и прощения.

Неделя о блудном сыне установлена в древние времена христианства. Об этом свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V веков, говорившие беседы в эту неделю, - святитель Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Астерий, епископ Амасийский. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на Неделю о блудном сыне.

История церкви святого Димитрия Солунского началась в 1899 году, когда жители Коломяг устроили сбор пожертвований на переустройство часовни святого Александра Невского в храм. На Стеклянной горке по проекту Александра Всеславина построили деревянную церковь. Ее освятили 9 июля 1906 года. Во время Великой Отечественной войны многие деревянные дома в Коломягах разобрали на топливо, но храм сохранился и не закрывался даже в самое тяжелое время блокады. Святой Димитрий Солунский - покровитель воинов, поэтому сюда приходили молиться за воевавших родных и близких. Церковь - редчайший в пределах Санкт-Петербурга уцелевший деревянный храм дореволюционной постройки. Здесь хранятся частицы мощей святых Димитрия Солунского, Серафима Саровского, великомученика Пантелеимона.

ИА "Вода живая",
12.02.17