"Подражать Его ученикам"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Смольном соборе
В канун Недели 6-й Великого поста, Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим, 31 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Смольном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром и другие священнослужители.

Среди молящихся были спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, вице-губернатор Игорь Албин, депутат Госдумы Игорь Дивинский и ректор Политехнического университета Андрей Рудской.

По традиции были освящены ветви вербы. Их раздали верующим вместе с крестиками, привезенными из Иерусалима.

Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью.

"Мы внутренне, сердечно переживаем сегодня событие, которое произошло две тысячи лет назад, когда Господь решил накануне Своих страданий торжественно объявить Себя Мессией, Спасителем мира, для чего торжественно войти в Иерусалим, - сказал владыка. - Он, мы знаем, неоднократно бывал раньше в Иерусалиме, но приходил туда скромно, незаметно. Хотя Он был на виду у народа, держался всегда скромно. Но тут надо было явить Себя, окончательно сказать: "Это Я был послан Богом Отцом, чтобы спасти вас". Господь выбрал для этого способ, который был пророчески указан в Ветхом Завете, и вошел как Царь, сидя на осленке".

"В то время в Иерусалиме было множество верующих, пришедших на Пасху, - продолжил архипастырь. - Кто-то слыхал об Иисусе из Назарета, кто-то нет. Это был, пожалуй, лучший момент в жизни верующих иудеев - они решили торжественно встретить своего Мессию. Они устилали пальмовыми ветвями и одеждами дорогу перед Спасителем и говорили: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!" Конечно, народ в большинстве не понимал, чему Господь все эти три года учил. Он говорил о Своем Царстве, Царстве Небесном, не от мира сего. А народу хотелось жить в довольстве и сытости. Господь учил другому: невозможно жить в мире и безопасности, если не имеешь мира внутри себя, мира с Богом и ближними".

"Господь вошел в город. Когда Он спускался с горы Елеонской, перед Ним предстал прекрасный Иерусалим. Город был не таким, как сегодня, он был одним из чудес света, - отметил владыка. - Великолепный храм, главная достопримечательность святого города, сверкал на солнце. Но Спасителя это не впечатляло. Он знал, что случится с городом через несколько десятков лет: здесь не останется камня на камне. Знал и то, что народ, который сейчас Его радостно приветствует, через несколько дней будет говорить совсем другое. А потом народа на этой земле не станет, он будет рассеян по всему миру. Господь горько плакал: в этом великолепном городе Он не нашел ни одного ростка духовной жизни. За Ним следовали, в основном, простые рыбаки из Галилеи. Были, правда, у Него тайные ученики - члены Синедриона, но, в основном, город был неверующим и порочным. А когда неверие соединяется с пороком, образуется взрывчатая смесь, способная все разрушить. И совершилось самое большое преступление в истории человечества - Спаситель был предан смерти".

"Придя в Иерусалим, Господь вошел в Свой храм. И что увидел? Сотни жертвенных животных, столы менял... Было все, кроме молитвы. Он, конечно, восскорбел и стал выгонять торгующих из храма. Его спросили, зачем Он это делает, и Он ответил: "Разве не читали, что написано в Писании? Храм мой наречется Домом молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников". Спаситель ушел из храма, оставив его пустым. Сердце наше - тоже храм Божий. Если в нем нет даров Божиих, благодати, оно становится вертепом бесов, ведущих человека к погибели. Мы видим, как жестоко иудеи поступили по отношению к самим себе. Мы так же относимся к своей судьбе: зная, что Господь пришел, ведем себя не так, как Он учит, и сами готовим себе незавидную судьбу. Господь не мог отвратить беду от Иерусалима, от народа Своего, потому что сами люди Его предали. Давайте в этих евангельских событиях находить себя, понимать, с кем и где мы находимся. Будем подражать ученикам Христовым, Его последователям, которые сопровождали Господа в Иерусалим, а потом шли с Ним до Голгофы. И нам предстоит Страстная седмица, мы возьмем крест свой и пройдем ее вместе с Господом, чтобы спустя несколько дней прославить Его Воскресение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Он поблагодарил настоятеля за труды, заметив, что в храме стало гораздо больше прихожан.

Вячеслав Макаров подарил правящему архиерею Владимирскую икону Божией Матери и букет цветов. "В жизни каждого человека много замыслов и надежд, но они исполняются, только когда мы живем по заповедям Божиим, - сказал он. - Господь незримо ограждает нас от бед и недругов, от врагов видимых и невидимых. Спасительный путь - не самый легкий, но единственно верный".

Смольный (Воскресения Словущего) собор был заложен в 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта комплекса, включающего храм, монастырь и институт для девушек дворянского происхождения, великий зодчий Франческо Растрелли, не успел завершить постройку. С 1762 года строительство шло под руководством Юрия Фельтена. Открытие Смольного института благородных девиц состоялось в 1764 году, собор же был достроен Василием Стасовым и освящен в 1835 году. В советское время из него были изъяты ценности, в 1931 году он был закрыт. Позже здание вошло в состав музея истории города, в нем разместилась экспозиция "Ленинград сегодня и завтра". В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, впоследствии вошедший в комплекс ГМП "Исаакиевский собор". 24 мая 2009 года в храме впервые в постсоветское время был совершен молебен, а 7 апреля 2010 года была совершена Божественная литургия. В правом приделе установили временный иконостас, начались ежедневные богослужения. 25 января 2016 года, в день святой мученицы Татианы, собор был передан епархии и стал главным храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга.

ИА "Вода живая",
31.03.18


Храм Воскресения Христова «Смольный собор»

191104, г. Санкт-Петербург, Центральный р-н, пл. Растрелли, 3/1 (Смольный собор).