"Очистить душу"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Скорбященском храме
В канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, 12 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Вячеслав Харинов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Завтра, в Неделю торжества православия, в кафедральном соборе мы совершим молебен, посвященный защитникам иконопочитания, всем, кто потрудился, чтобы наши храмы выглядели так, как сейчас, не были пустыми, без икон, - сказал владыка в проповеди. - Завершилась первая неделя Великого поста, у нас таких шесть недель, и мы посвящаем их очищению души. А последняя седмица, Страстная, полностью посвящается Богу, когда мы каждый день идем за Христом на Голгофу. Поэтому надо оставшиеся пять недель провести строго, как и первую седмицу, в которую мы ходили вечерами на канон преподобного Андрея Критского. В субботу и воскресенье пост несколько облегчается: нет земных поклонов, не читается замечательная молитва преподобного Ефрема Сирина, которую все любят. Она простая, доходчивая, и надо помнить, о чем в ней говорится. В ней мы просим Владыку жизни, нашего Господа, чтобы Он помог нам избавиться от плохих привычек. Ефрем Сирин указал четыре такие привычки. Первая - праздность. "Дух праздности", о котором говорит святой, практически у всех есть. Это не значит бездеятельность. Человек может суетиться, все время что-то делать, но в результате у него в душе пустота. Посмотрите - весь город в движении, все что-то делают, но без молитвы, без Божия благословения в итоге получается пустота. От этой пустоты руки опускаются, ничего не хочется делать, и за духом праздности всегда приходит дух уныния".

"Преподобный указывает также на страсть любоначалия, - продолжил архипастырь. - Не все мы начальники, но все любим начальствовать, хоть над одним человеком - в семье, на работе или где-нибудь еще. Никто не хочет иметь послушание, смирение - все хотят командовать. Дальше идет грех празднословия - ну, он у всех есть. С ним мы живем постоянно, забывая слова Евангелия: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12:37). За все, что нами сказано, дадим ответ. Какие слова мы говорим друг другу? Ругаем, оскорбляем, обижаем, даже материмся. Словом можно убить, оно может быть опасно. Поэтому и просим, чтобы Господь нас избавил от этого духа. Просим, чтобы Он дал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Без этих добродетелей невозможно спастись. Особенно важно иметь дух любви. Куда мы идем? У нас одна цель - Господь и Его вечная жизнь, а Бог есть любовь. В каноне преподобного Андрея Критского есть слова, обращенные к душе, чтобы она не уподоблялась жене Лотовой: "Обратившись назад, не сделайся, душа, соляным столбом; да устрашит тебя пример содомлян, спасайся на гору в Сигор". Ангелы сообщили праведному Лоту, что Господь за грехи хочет уничтожить Содом и Гоморру. Даже восьми праведников в этих городах не нашлось. Ангелы сказали: "Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города" (Быт. 19:15). Лот хотел уговорить бежать своих зятьев со старшими дочерьми, но они не поверили ему, решили, что он шутит. Не могли себе представить, что будут уничтожены такие великолепные города. Когда Лот с семьей вышли из города, ангел предупредил, что не надо оглядываться. И надо же такому случиться: его жена обернулась и превратилась в соляной столб (Быт.19:26). Почему обернулась? Ее сердце было с этим городом, там остались богатство, комфорт, ей не хотелось с ними расставаться".

"Мы тоже часто привязаны к греховному прошлому. Грех нас, бывает, так опутывает, что нам кажется, что с ним жить хорошо. На самом деле ничего хорошего. Сейчас многие говорят: "Как хорошо жилось в Советском Союзе!" Кому хорошо? Верующим было плохо: мы хотели идти к Богу, но нам не давали, нас заставляли "строить коммунизм". О Боге нельзя было говорить, над верующими смеялись. Да и когда говорят, что в материальном плане хорошо жили, это тоже неправда: я сам работал, два рубля в день получал. Выращивали картошку и продавали - так можно было заработать на одежду и обувь, зарплаты не хватало. На прошлое, на жизнь греховную оборачиваться нельзя, надо оттуда уходить, идти к Богу. Если по-прежнему живем прошлым, мы - как евреи в египетском плену. Помните, чем они занимались в плену? Делали кирпичи для дворцов фараона. Мысленно находясь в Египте, мы тоже строим дворцы, но не для фараона, а для лукавого. С помощью сребролюбия, сластолюбия и прочих грехов строим ему дворцы в аду. Надо из плена выходить, возводить для Царства Божия дворцы духовные - из добродетелей. Грех в Царствие Небесное не войдет, надо очищать сердце. Почему мы каемся и возвращаемся к прежним грехам, почему растут сорняки в нашей душе? Она поражена грехом, испорчена. Душа ничего не может сама произрастить, если Господь Свое семя не посеет и благодать не взрастит. От исповеди до исповеди мы пытаемся освободиться от грехов, но никак не можем их искоренить. Надо каждый день пропалывать душу и сажать там что-то доброе. К этому зовет пост, время благоприятное, и надо пройти его с пользой для души. Она должна стать такой красивой, как этот храм. В храме живет Дух Святой, а наше тело - тоже храм, и в нем должен обитать Дух Святой. Если в душе вместо этого живут бесы, то она не храм, а капище. Пусть Господь поможет нам очистить сердце, насадить там добродетели, чтобы мы подошли к Светлому Христову Воскресению с чистой совестью", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Настоятель поблагодарил владыку за молитву, отметив, что это первое архиерейское богослужение в отреставрированном храме. "Впервые за двести лет восстановлено все, от купола до пола, в том числе историческое убранство, живопись. Открылись интересные моменты, связанные со строительством храма. Он возводился после Отечественной войны 1812 года, и бедность страны мы увидели в том, как технологически исполнены многие элементы. Людям приходилось трудно, но они построили храм".

Храму подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Верующим раздали иконки чтимых петербургских святых.

Скорбященский храм был построен в 1818 году по проекту Луиджи Руска. В советское время был закрыт, в нем размещались различные организации. В 1993-м богослужения возобновились. 6 ноября 2013 года освящен архиерейским чином.

ИА "Вода живая",
12.03.22

Упоминания в новостях

Все новости >>