"Урок любви"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 4-ю Великого поста, 3 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

"Мы совершили третью пассию Великого поста, - сказал владыка в проповеди. - Храм - лечебница для души, школа, где мы получаем уроки Спасителя. Сегодня Господь нам такой урок и преподал - это урок любви. Мы слышали из Евангелия, что когда Христа привели к Понтию Пилату, иудеи обвиняли Его в том, что Он именует себя Сыном Божиим. Якобы не положено так называться, и такой человек должен быть предан смерти. Пилат искал, кто может защитить Иисуса, смотрел налево и направо, но никого не было. И сам стал Его защитником, говорил, что недостоин Христос такой смерти, вступил с иудеями в полемику. Они настаивали на Его казни. Пилат сказал, что на Пасху нужно одного какого-то узника отпускать, и надо освободить Христа. Иудеи захотели отпустить Варавву, который недавно совершил убийство, а Иисуса предать смерти. Пилат обратился к правителю Иудеи Ироду, но и тот не помог. И Господь пошел на распятие".

"Его распяли с двумя разбойниками, - продолжил архипастырь. - Все внимание толпы было обращено на средний крест, вся злоба сосредоточилась на Христе. Он видел, как сатана внушает этим людям слова: если Ты - Сын Божий, сойди со креста, то есть не совершай спасения. Но Господь не сошел со Креста, молчал и внимательно слушал толпу, которая кричала, насмехалась и издевалась над Ним. Он понял, что видя Его страдания на Кресте, толпа наслаждается Его муками. И стал громко молиться Отцу Небесному: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:32). Они сами не смогут покаяться. Господь тоже не может прощать или миловать, если люди этого не хотят, если никто из них не просит. Сын Божий попросил за них. Отец Небесный может простить, если есть такое ходатайство. Воины в это время делили одежду Спасителя. Правый разбойник повернулся к Нему и, услышав, как молится распятый с ними, подумал, что преступники так не молятся, они в ответ желают зла, возмездия, но не просят прощения за распинателей. Значит - с ними распят Царь Небесный! Увидев в Нем, в Его молитве за народ самого Царя, разбойник обратился к Нему: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42). Удивительно, что одна только просьба, одна молитва - и он уже в раю. Вот как надо просить. А мы сколько просьб обращаем и не знаем, будем в раю или нет".

"Когда Христа распинали, Он видел, что никого сочувствующих нет, невдалеке стояли Мать и несколько женщин, которые оказались героинями - все мужчины-апостолы, которые клялись в верности Христу, разбежались от малодушия, кроме Иоанна Богослова. А женщины не разбежались, стояли и поддерживали Матерь Божию. Господь, видя, что Она готова умереть с Ним, сказал, что рано Ей пока еще в рай идти, и поручил Ее Своему любимому ученику, Иоанну Богослову. А всех людей вручил Богородице, чтобы Она ходатайствовала перед Ним за нас. Несколько слов Господь смог сказать на Кресте и показал нам урок любви, как мы должны любить. Мы так не сможем, только Бог может так любить, но стремиться к этому надо. Как только нам кто-то что-то плохое сделает, мы сразу же серчаем, не разговариваем, не знаем, как общаться, а Христос просто молился. Взирая на Крест Господень, мы тоже должны безропотно нести свой крест. Мы знаем Божие повеление взять свой крест и идти за Ним - не по ровной дороге, а на подъем - со смирением, послушанием и кротостью. Если у нас это получится, мы будем самыми счастливыми людьми, потому что там, где любовь, там радость, мир и счастье. Давайте усвоим этот урок любви и будем исполнять заповеди Божии, любить Бога и друг друга", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
03.04.22

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости