Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 3-ю Великого поста, 19 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых.
Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
ИА "Вода живая",
19.03.23
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
"Мы совершили сегодня вторую пассию и чтение акафиста божественным Страстям Христовым, - сказал владыка в проповеди. - Как мы слышали из Евангелия и акафиста, с Голгофы начинается разделение народа по отношению ко Христу. Божественный подвиг любви большинство иудейского народа отвергло. Только небольшая часть людей, пришедшая с Ним из Галилеи, осталась верной Ему до конца, вплоть до Голгофы. Не так просто грешному человеку нести заповедь о любви. Эту заповедь не смогли вместить и те, кто был у власти. Они посчитали, что для Сына Божия Христос был слишком простоват. Кто Он такой? Плотник из Назарета, все знали Мать Его, братьев и сестер. Но, несмотря на это, они боялись Христа, боялись, что народ за Ним пойдет. И тогда они решили не просто осудить Его, но и повесить вместе с разбойниками, показать народу, что никакой Он не Сын Божий, а тоже разбойник. И орудие Его смерти - Крест - спрятали глубоко в землю, думая, что скоро все про Него забудут, и учение Его исчезнет. Вот такие были планы, но оказалось все не так. Апостолы изложили в Евангелии Его учение, и оно осталось, а через триста лет святая царица Елена обрела Крест и явила его миру. Так были разрушены диавольские козни, да мало того - от Иерусалимского храма, как Иисус и предсказывал, не осталось камня на камне. Постепенно учение Христа распространилось, разрослось до нашей нынешней Церкви".
"Мы вспоминаем о Страстях Христовых каждый год, носим на себе крест, который напоминает, какой ценой было достигнуто наше спасение, - продолжил архипастырь. - Мы должны Бога благодарить, что Он таким способом нас спас: умертвил смерть Своею смертью, чтобы нам даровать вечную жизнь. И к этой вечной жизни мы должны устремляться, глядя на Крест. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, они вошли в одно ущелье, где их встретили тучи змей и стали всех жалить. Моисей сделал медного змия, выставил его на знамя, и все ужаленные змеями, кто смотрел на этого змия, не умирали (Числ. 21:4-9). Наш мир тоже кишит змеями - страстями, и нам постоянно надо взирать на Крест Христов, чтобы эти змеи нас не кусали".
"Победить этот греховный мир мы не можем, у нас нет такой задачи, а вот себя исправить должны. Страсти надо в себе искоренять, и в этом помогает нам сила Креста Господня. Мы должны к ней обращаться, постоянно осенять себя крестом, целовать крест. Крест - наш указатель в Царствие Небесное, мы не должны сходить с него. У нас только один путь - вместе со Христом, который возлагает на каждого из нас крест. Постараемся четыре недели до Пасхи пройти мужественно. Православные люди - самые мужественные, потому что борются со страстями и грехами. Все остальные люди не борются, им это не интересно и не нужно. Интересы мирских людей - в миру, а нам, если мы полюбили Христа, этот мир не нужен, нас привлекает только вечная жизнь, только Царствие Небесное. Поэтому оставшиеся три недели Великого поста и Страстную седмицу будем готовить душу, очищать сердце. И чистым сердцем поклонимся Воскресению Христову, петь и славить Его будем сорок дней, до отдания Пасхи", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
ИА "Вода живая",
19.03.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...