"Сила Креста Господня"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 3-ю Великого поста, 19 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.


"Мы совершили сегодня вторую пассию и чтение акафиста божественным Страстям Христовым, - сказал владыка в проповеди. - Как мы слышали из Евангелия и акафиста, с Голгофы начинается разделение народа по отношению ко Христу. Божественный подвиг любви большинство иудейского народа отвергло. Только небольшая часть людей, пришедшая с Ним из Галилеи, осталась верной Ему до конца, вплоть до Голгофы. Не так просто грешному человеку нести заповедь о любви. Эту заповедь не смогли вместить и те, кто был у власти. Они посчитали, что для Сына Божия Христос был слишком простоват. Кто Он такой? Плотник из Назарета, все знали Мать Его, братьев и сестер. Но, несмотря на это, они боялись Христа, боялись, что народ за Ним пойдет. И тогда они решили не просто осудить Его, но и повесить вместе с разбойниками, показать народу, что никакой Он не Сын Божий, а тоже разбойник. И орудие Его смерти - Крест - спрятали глубоко в землю, думая, что скоро все про Него забудут, и учение Его исчезнет. Вот такие были планы, но оказалось все не так. Апостолы изложили в Евангелии Его учение, и оно осталось, а через триста лет святая царица Елена обрела Крест и явила его миру. Так были разрушены диавольские козни, да мало того - от Иерусалимского храма, как Иисус и предсказывал, не осталось камня на камне. Постепенно учение Христа распространилось, разрослось до нашей нынешней Церкви".

"Мы вспоминаем о Страстях Христовых каждый год, носим на себе крест, который напоминает, какой ценой было достигнуто наше спасение, - продолжил архипастырь. - Мы должны Бога благодарить, что Он таким способом нас спас: умертвил смерть Своею смертью, чтобы нам даровать вечную жизнь. И к этой вечной жизни мы должны устремляться, глядя на Крест. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, они вошли в одно ущелье, где их встретили тучи змей и стали всех жалить. Моисей сделал медного змия, выставил его на знамя, и все ужаленные змеями, кто смотрел на этого змия, не умирали (Числ. 21:4-9). Наш мир тоже кишит змеями - страстями, и нам постоянно надо взирать на Крест Христов, чтобы эти змеи нас не кусали".

"Победить этот греховный мир мы не можем, у нас нет такой задачи, а вот себя исправить должны. Страсти надо в себе искоренять, и в этом помогает нам сила Креста Господня. Мы должны к ней обращаться, постоянно осенять себя крестом, целовать крест. Крест - наш указатель в Царствие Небесное, мы не должны сходить с него. У нас только один путь - вместе со Христом, который возлагает на каждого из нас крест. Постараемся четыре недели до Пасхи пройти мужественно. Православные люди - самые мужественные, потому что борются со страстями и грехами. Все остальные люди не борются, им это не интересно и не нужно. Интересы мирских людей - в миру, а нам, если мы полюбили Христа, этот мир не нужен, нас привлекает только вечная жизнь, только Царствие Небесное. Поэтому оставшиеся три недели Великого поста и Страстную седмицу будем готовить душу, очищать сердце. И чистым сердцем поклонимся Воскресению Христову, петь и славить Его будем сорок дней, до отдания Пасхи", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
19.03.23

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости