"Преподобный Серафим Саровский - великий угодник Божий, божественной силою вознесенный на такую высоту, что сегодня в Дивеевскую обитель приезжают тысячи и тысячи людей, чтобы приложиться к его святым мощам, - сказал владыка в проповеди. - Обилие благодати Божией отражается на лице святого, и все, кто приходили к нему, испытывали необыкновенную радость, получали утешение, назидание для жизни, покаяния и исправления. Старец повторил подвиги отцов древней Церкви, показав, что Христос всегда один и тот же (Евр. 13:8). Когда батюшку спрашивали, почему современные люди не готовы нести такие подвиги, он отвечал, что им не хватает решимости. Но сам он ни от кого не требовал больших подвигов, предлагал идти средним, царским путем: каждый должен трудиться в свою силу. Его проповеди были простыми, доходчивыми, понятными. Он говорил, что главное - стяжать благодать Святого Духа. Будучи из купцов, он часто приводил такой пример: если торговец не получает несколько дней прибыли, он может разориться. Они получают земную прибыль, а мы должны стяжать сокровища небесные. Результат нашей жизни - благодать. Если она есть, то мы подвизаемся правильно. Если ее нет - наши дела, хоть и добрые, Богом не приняты".
"Толкуя притчу о десяти девах, преподобный показал, в чем была проблема их неразумия, - продолжил архипастырь. - Они были добродетельными. Часто говорят, что масло в их светильниках - это добрые дела, но святой говорил, что елей в светильниках - это благодать. У разумных дев благодать была, а у неразумных не было. Когда они встретились с Богом, с Женихом, оказалось, что и они не знают Его, и Он их не знает. Эта притча - о конце света. Всем предстоит встретиться с Богом, и для многих эта встреча будет неожиданностью. Они живут, как будто Бога нет, и вдруг оказывается, что Он есть, и они совершенно не знали Его. Что же делать - пойти жить заново, уже наверняка зная, что Бог есть? Но это невозможно, те, кто умерли, оттуда не возвращаются. Поэтому надо уже сейчас научиться общаться с Богом. И лучшее общение с Ним, как учил преподобный Серафим, - это молитва, которой, как лжицей, нужно черпать благодать. Добрые дела тоже нужны, но если они творятся не со смирением, а с тщеславием, гордостью, они бесполезны и даже вредны для делающего их".
"Так что стяжание благодати - это главная цель, к ней нужно идти. Народ этого не понимает. Люди стараются обогащаться, земные блага, развлечения искать, но результат будет печальным. Когда-нибудь все мы предстанем на суд Божий. И если мы здесь Бога не знали, как мы там будет почитать Его, общаться с Ним? Не надо терять время, надо стремиться каждый день что-то приобретать для Царствия Божия, постоянно черпать благодать усердным хождением в храм, верой, молитвой, покаянием, исправлением своей жизни - так, постепенно, мы учимся с Богом общаться. И когда придем на тот свет, Он будет с нами и мы с Ним, мы уже будем для Него как родные дети, которые вернулись к Отцу своему Небесному, потому что всю жизнь к Нему стремились - приходили в храм, причащались Его Тела и Крови. Всем, кто сегодня пришел в храм, желаю серафимовской пасхальной радости, доброго настроения и изобильной благодати Божией в сердцах", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Знаком благоверных князя Ярослава и княгини Анны за многодетство награждены протоиерей Вячеслав Помаскин и его супруга Надежда. Они вырастили пятерых детей.
ИА "Вода живая",
01.08.23