В канун праздника Богоявления, 18 января,митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Сампсониевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель архимандрит Серафим (Шкредь) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
"Мы вспоминаем сегодня явление Господа и Спасителя на Иордане, - сказал владыка в проповеди. - Недавно мы праздновали Рождество Христово: после него Христос как бы исчез на тридцать лет. По Святой земле прошел слух, что родился Мессия. Но куда Он делся? Думали, что Его, возможно, убил Ирод. Но нет, оказывается, Он спасся в Египте, а остальные годы жил в Назарете. Когда пришло время и Ему исполнилось тридцать лет, прежде чем выйти на общественное служение, Он исполнил одно Свое указание - заповедь о крещении, данную иудейскому народу. Все, что Господь заповедовал людям, Он сам исполнял. Иисус пришел на Иордан, где Иоанн Креститель уже полгода проповедовал покаяние, ибо приблизилось Царство Небесное. В толпе народа незаметно Он подошел как обычный человек - плотник или древодел - и встал в очередь к Иоанну, чтобы креститься. Понятно, что это был не простой человек, а Сын Божий, добрый Пастырь, который пришел к Своим овцам, чтобы открыть им Небо и вести их в Царствие Небесное. Господь открыл все-таки Иоанну, что перед ним стоит не простой человек. Предтеча затрепетал: как он может крестить и очищать Того, Кого недостоин? Но Христос сказал ему, что надо исполнить волю Отца Небесного, "Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). Как Его пеленала Мать Младенцем, дотронулась до Него, так и Крестителю придется коснуться Его главы. Иисус окунется в воды иорданские, чтобы освятить их и положить начало крещению новозаветному. Когда Иоанн покрестил Спасителя, Он вышел из воды и стал молиться Отцу Небесному. Дух Святой в виде голубя сошел на Господа, и был голос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17). Так на Иордане произошло явление всей Святой Троицы - Духа Святого, Сына Божиего и Отца".
"Как и в Своем Рождестве, Христос на Иордане поражает нас смирением, - продолжил архипастырь. - Встать вместе с грешниками и креститься с ними - как же нужно было себя смирить и умалить! Не обладая ни одним грехом, Он показал нам, Своим последователям, что единственно правильный путь - это путь смирения. На пути, который предлагает Бог, мы должны быть кроткими, терпеливыми, покрывать грехи других людей, а не разглашать их. Смирение несет в себе целый набор цветов добродетелей. Это нужно всем приобретать, потому что Христос сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:29). Есть путь гордости - он ведет к диаволу. Поэтому гордость нам противопоказана. Господь часто ставит нас в условия, где испытывает: возгордимся мы или нет, потерпим или нет. Часто это бывает в семьях. Живет семья, и в ней один человек постоянно всем недоволен, ведет себя как-то не так, обличает и упрекает. Люди не знают, что делать в такой ситуации - уйти, разойтись? Если человек потерпит, понесет свой крест - он спасется. Если нет - то сойдет со креста и останется без награды от Бога. Господь посылает учителей, которые нас смиряют в семье постоянно. А мы часто не понимаем, для чего это. Господь попустил так. Иначе растем гордыми и не замечаем, что мы в этой страсти. А бес прекрасно видит, как мы делаемся гордыми. Поэтому мы должны учиться смирению. Мы все крестились с обещанием Богу расстаться с сатаной и сочетаться со Христом. Быть детьми Божиими - великое достоинство и большое требование. Нужно быть христианином на деле, показать себя добродетельным, исполнять заповеди Божии. Такие добродетели, как любовь, терпение и смирение, украшают любого человека. Всегда приятно общаться с людьми, которые их имеют".
"Сейчас Господь выходит на проповедь, с Крещения мы уже начинаем проповедовать то, что Он говорил, и идем к Великому посту, во время которого услышим много полезного и нужного. Надо эти дни в конце января и в феврале не пропустить без пользы, а что-то подчерпнуть из того, что Господь нам даровал. Он открыл нам, как строить дом своей жизни. Если строить на смирении - он устоит, а на гордости - развалится. Сколько у нас таких семей развалилось - не пересчитать. Не успели жениться - уже разводятся. Потому что никто не хочет потерпеть друг друга, смиряться. Уже про любовь в таком случае нечего и говорить. То, что Господь нам дал, - Евангелие, Свое Слово - должно быть усвоено нами. Мы должны воплощать слова, которые Господь нам дал. И главное, что Он сказал, - надо научиться добродетели смирения. Желаю вам усвоить эту добродетель и поработать над ней. Вы увидите, что из этого выйдет, как вас полюбят люди", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Крещения Господня.
Верующим раздали иконки Спасителя.
Деревянная Сампсониевская церковь была построена по указу императора Петра I в честь одержанной 10 июля 1709 года, в день памяти святого Сампсона Странноприимца, победы над шведами в Полтавской битве. Освящена в 1710 году. Строительство каменного храма завершилось в 1740 году при императрице Анне Иоанновне. В советское время храм был закрыт, в нем размещался магазин одежды. В 1984 году собор вошел в состав ГМП "Исаакиевский собор". В качестве музея был открыт в 2000-м. С 2010-го в соборе проводятся ежедневные богослужения. В 2017 году он был возвращен епархии. Один из немногих сохранившихся в Санкт-Петербурге памятников архитектуры первой половины XVIII века.
ИА "Вода живая",
18.01.24