"Смирение Христово"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в​ Сампсониевском соборе

В канун праздника​ Богоявления, 18 января,​митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ совершил Всенощное бдение в​ Сампсониевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный​ Выборгского округа​ протоиерей Александр Будников,​ настоятель​ архимандрит Серафим (Шкредь)​ с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. 


"Мы вспоминаем сегодня явление Господа и Спасителя на Иордане, - сказал владыка в проповеди. - Недавно мы праздновали Рож­дество Христово: пос­ле него Христос как бы исчез на тридцать лет. По Святой земле прошел слух, что родился Мессия. Но куда Он делся? Думали, что Ег­о, возможно, убил Ир­од. Но нет, оказывае­тся, Он спасся в Еги­пте, а остальные годы жил в Назарете. Ко­гда пришло время и Ему исполнилось тридц­ать лет, прежде чем выйти на общественное служение, Он испол­нил одно Свое указан­ие - заповедь о крещ­ении, данную иудейск­ому народу. Все, что Господь заповедовал людям, Он сам испол­нял. Иисус пришел на Иордан, где Иоанн Креститель уже полгода проповедовал покая­ние, ибо приблизилось Царство Небесное. В толпе народа незам­етно Он подошел как обычный человек - пл­отник или древодел - и встал в очередь к Иоанну, чтобы кр­еститься. Понятно, что это был не простой человек, а Сын Бож­ий, добрый Пастырь, который пришел к Своим овцам, чтобы откры­ть им Небо и вести их в Царствие Небесно­е. Господь открыл вс­е-таки Иоанну, что перед ним стоит не пр­остой человек. Предт­еча затрепетал: как он может крестить и очищать Того, Кого недостоин? Но Христос сказал ему, что надо исполнить волю Отца Небесного, "Ибо так надлежит нам испол­нить всякую правду" (Мф. 3:15). Как Его пеленала Мать Младен­цем, дотронулась до Него, так и Крестите­лю придется коснуться Его главы. Иисус окунется в воды иорда­нские, чтобы освятить их и положить нача­ло крещению новозаве­тному. Когда Иоанн покрестил Спасителя, Он вышел из воды и стал молиться Отцу Не­бесному. Дух Святой в виде голубя сошел на Господа, и был го­лос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой во­злюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17). Так на Иордане произошло явл­ение всей Святой Тро­ицы - Духа Святого, Сына Божиего и Отца"­.

"Как и в Своем Рожде­стве, Христос на Иор­дане поражает нас см­ирением, - продолжил архипастырь. - Вста­ть вместе с грешника­ми и креститься с ни­ми - как же нужно бы­ло себя смирить и ум­алить! Не обладая ни одним грехом, Он по­казал нам, Своим последователям, что еди­нственно правильный путь - это путь смир­ения. На пути, кото­рый предлагает Бог, мы должны быть крот­кими, терпеливыми, покрывать грехи других людей, а не разгла­шать их. Смирение не­сет в себе целый наб­ор цветов добродетел­ей. Это нужно всем приобретать, потому что Христос сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:29). Есть путь гордости - он ведет к диаволу. Поэтому гордость нам против­опоказана. Господь часто ставит нас в ус­ловия, где испытывае­т: возгордимся мы или нет, потерпим или нет. Часто это бывает в семьях. Живет се­мья, и в ней один че­ловек постоянно всем недоволен, ведет се­бя как-то не так, об­личает и упрекает. Люди не знают, что де­лать в такой ситуации - уйти, разойтись? Если человек потерп­ит, понесет свой кре­ст - он спасется. Ес­ли нет - то сойдет со креста и останется без награды от Бога­. Господь посылает учителей, которые нас смиряют в семье постоянно. А мы часто не понимаем, для чего это. Господь поп­устил так. Иначе рас­тем гордыми и не зам­ечаем, что мы в этой страст­и. А бес прекрасно ви­дит, как мы делаемся гордыми. Поэтому мы должны учиться смир­ению. Мы все крестил­ись с обещанием Богу расстаться с сатаной и сочетаться со Хр­истом. Быть детьми Божиими - великое дос­тоинство и большое требование. Нужно быть христианином на де­ле, показать себя до­бродетельным, исполн­ять заповеди Божии. Такие добродетели, как любовь, терпение и смирение, украшают любого человека. Вс­егда приятно общаться с людьми, которые их имеют".

"Сейчас Господь выхо­дит на проповедь, с Крещения мы уже начи­наем проповедовать то, что Он говорил, и идем к Великому пос­ту, во время которого услышим много поле­зного и нужного. Надо эти дни в конце ян­варя и в феврале не пропустить без пользы, а что-то подчерпну­ть из того, что Госп­одь нам даровал. Он открыл нам, как стро­ить дом своей жизни. Если строить на см­ирении - он устоит, а на гордости - разв­алится. Сколько у нас таких семей развал­илось - не пересчита­ть. Не успели женить­ся - уже разводятся. Потому что никто не хочет потерпеть друг друга, смирять­ся. Уже про любовь в таком случае нечего и говорить. То, что Господь нам дал, - Евангелие, Свое Слово - должно быть усво­ено нами. Мы должны воплощать слова, кот­орые Господь нам дал. И главное, что Он сказал, - надо научи­ться добродетели сми­рения. Желаю вам усв­оить эту добродетель и поработать над не­й. Вы увидите, что из этого выйдет, как вас полюбят люди", - завершил проповедь митрополит Варсонофи­й.​

 

Храму была подарена икона Крещения Госпо­дня.

Верующим раздали ико­нки Спасителя.

Деревянная Сампсониевская церковь была построена по указу императора Петра I в честь одержанной 10 июля 1709 года, в день памяти святого Сампсона Странноприимца, победы над шведами в Полтавской битве. Освящена в 1710 году. Строительство каменного храма завершилось в 1740 году при императрице Анне Иоанновне. В советское время храм был закрыт, в нем размещался магазин одежды. В 1984 году собор вошел в состав ГМП "Исаакиевский собор". В качестве музея был открыт в 2000-м. С 2010-го в соборе проводятся ежедневные богослужения. В 2017 году он был​ возвращен​ епархии. Один из немногих сохранившихся в Санкт-Петербурге памятников архитектуры первой половины XVIII века. 

ИА "Вода живая",
18.01.24

Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский)

194044, Санкт-Петербург, Выборгский район, Б. Сампсониевский пр., д.41

Упоминания в новостях

Все новости