В канун праздника Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 11 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Трехсвятительском храме на Васильевском острове.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель иерей Артемий Наумов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Среди молящихся был главный врач детской городской больницы № 2 святой Марии Магдалины Автандил Микава.
Митрополит поздравил верующих с престольным праздником - памятью святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
"Сначала мы по одному отмечаем их память, но Церковь устроила соборное прославление, чтобы еще раз показать величие этих людей, которые жили в "золотом" веке развития христианского вероучения,охватывающем период с третьего по пятое столетия, - сказал владыка в проповеди. - Эти высочайшие люди растолковали Священное Писание, были участниками Вселенских Соборов, обогатили нас новыми богословскими терминами, понятиями, которые тогда еще не знало христианское общество. Их труды сегодня даже невозможно осилить - я сам пытался изучить все труды святителя Иоанна Златоуста, двенадцать томов по 900 страниц. Один том осилил, на второй уже еле хватает сил. А ведь это все человек говорил, написал и оставил нам в наследие. В духовных семинариях и академиях будущие священники изучают богословские и пастырские труды этих святых. Мы хорошо знаем их жизнь и творения. Вера этих людей была крепчайшей, они оставили нам пример своей жизни для подражания. Нам не стать такими, как они, но подражать их вере, любви и делам милосердия мы можем и должны".
"Святитель Иоанн Златоуст говорит: Господь создал человека, дал ему руки, крепкое тело, ум. Для чего ему все это? Чтобы он это использовал для своего спасения и помощи ближнему, дел милосердия, - продолжил архипастырь. - Мы все рано или поздно закончим жизнь на земле, закончится этот мир, и всех нас ждет Страшный Суд, когда Бог разделит людей надвое. Одним скажет: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34). Господь говорит, что Отечество, в которое мы пойдем, - наше родное и близкое, которое Он для нас создал. Это Отечество нам даруется по праву наследства. Так толкует святитель Иоанн Златоуст о том, куда пойдут те, кто окажется по правую сторону. Но многие останутся по левую сторону. За что же Бог вознаградит тех, кто попадет в Царствие Небесное? За то, что они были милостивы на земле. Те, кто исполнял заповедь Божию: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7). За дела милосердия они сподобятся вечной нескончаемой блаженной жизни. Поэтому дела милосердия обязательны для каждого христианина".
"День прожит впустую, если мы кому-то не сделали доброго дела, не поддержали словом, не утешили в скорбях или просто не помолились с утра, не прочитали синодик за ближнего. Этот день потерян, мы ничего не приобрели. Все, что мы делаем во имя Христа, Он принимает на Свой счет. О ком бы ни молились, кому бы ни помогали - мы даем это в руки Господа. А Он никогда должником не бывает и всегда воздаст больше, чем мы потратим. Поэтому у милосердного человека всегда хватает и денег, и времени, и помощи. А немилосердному все мало - он всегда что-то копит, и ему некогда помогать другим. Этот путь мы не должны рассматривать, наш путь - милосердия, милости. Этим обладали святители. Григорий Богослов пишет о Василии Великом, что, когда он стал архиепископом Кесарийским, первым делом строил больницы, приходил туда и перевязывал больных. Все три святителя получили не только богословское образование, но и медицинское, разбирались во врачевании и души, и тела. Василий Великий также строил дома для паломников и гостиницы для странников. Все трое обладали даром любви. Мир стоит на любви. Если ее не будет, то мы друг друга истребим. А пока мы еще любим друг друга, мир стоит. Поэтому нужно укрепляться в этой добродетели, ибо вера, не подкрепленная добрыми делами, не вера. Апостол Павел говорит: "Вeра без дел мертва есть" (Иак. 2:26). Поэтому если мы верим, то должны каждый день творить добрые дела. Этому учат нас три святителя. Они прекрасно поняли слова Христа и воплотили их в жизни. Их именуют равными апостолам - действительно, они учат всю вселенную. Их труды являются непревзойденными. Мы учимся по их трудам, созерцаниям и открытиям, которые Господь им дал. Сегодня нет такого продвижения богословской мысли, как было при их жизни. Но все, что нужно, нам открыто. Надо все усвоить, жить по-христиански и главное - творить добрые дела", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Состоялось освящение иконы равноапостольной Нины.
Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.
За усердное служение Святой Церкви благотворителям Игорю Кашуткину и Егору Пащенко были вручены митрополичьи грамоты. Также архиерейской грамоты была удостоена жительница блокадного Ленинграда Елена Девяткина в связи с 80-летием полного освобождения Ленинграда от блокады.
Верующим раздали иконки равноапостольной Нины.
Храм Трех святителей был построен по проекту Джузеппе Трезини и освящен предположительно в 1745 году. В 1916-м временно был передан грузинскому приходу, в 1918-м был закрыт. В 1991 году возвращен верующим и приписан к Андреевскому собору.
Собор вселенских учителей и святителей - праздник, посвященный великим каппадокийцам Василию Великому, Григорию Богослову и константинопольскому Патриарху Иоанну Златоусту, которые почитаются как вселенские учители, сыгравшие важную роль в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Установление праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина. В Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих отцов Церкви. В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и велели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.
ИА "Вода живая",
11.02.24