"Господь рядом"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском храме Парголова
В канун Недели 27-й по Пятидесятнице, святых праотец, 28 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в xраме апостолов Петра и Павла в Парголове.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Силуан (Туманов) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Мы готовимся к празднику Рождества Христова и завтра будем слушать евангельское чтение, посвященное святым праотцам, - сказал владыка в проповеди. - А сегодня Церковь предложила нам чтение, как бы возвращающее нас в первый день Воскресения Христова, в ту атмосферу. Вот идут два ученика, Лука и Клеопа, из Иерусалима в Еммаус и размышляют о событиях, которые произошли в те дни. А события были великие. Они в недоумении - грустные, унылые идут. Вдруг догоняет их путник и спрашивает: "О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?" (Лк. 24:17) Они ответили, что он, пришелец, наверное, единственный не знает, что произошло в Иерусалиме, - там распяли Иисуса Назарянина, пророка, их наставника: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели" (Лк. 17:21-24). Господь - а это был Он, но ученики Его не узнали, - удивился: они оказались непонятливыми, хотя были из семидесяти и тоже ходили за Ним. Он объяснял, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть, об этом говорили Моисей и другие пророки. Но людям был нужен земной избавитель, чтобы Иудею освободить от римского ига. А Христос пришел для спасения душ. Когда Он им это рассказывал, у них сердца горели, им так хотелось Его слушать, просто не могли оторваться. Теперь же все было по-другому. Когда они дошли до Еммауса, Иисус дал понять, что Ему нужно идти дальше. Они стали Его удерживать, предлагая пойти с ними и остаться на ночлег, поскольку уже поздно. Господь зашел к ним в дом, они предложили, по иудейскому обычаю, хлеб. Он его преломил, раздал им, и по этим жестам ученики узнали Христа. А Он сразу же исчез. Тогда Лука и Клеопа перестали ужинать, побежали снова в Иерусалим и рассказали апостолам, что встретили воскресшего Христа, и Он беседовал с ними. Те в ответ сообщили, что апостол Петр тоже встретился с Учителем, Он ему явился".

"Сегодняшнее евангельское чтение говорит о том, что Господь всегда с нами, - продолжил архипастырь. - Мы часто Его не видим, Он как спутник наш, всегда по жизни рядом идет, подсказывает, когда у нас неправильное настроение, утешает, чтобы мы взбодрились. Все с нами случается исключительно по промыслу Божию. Просто нужно веру иметь: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк. 16:16). Цель нашей жизни - спасение души, а все остальное - это приложение: что в жизни бывает, не так уж важно. Но какая должна быть вера? Она должна быть деятельной. Некоторые говорят: "Я верую, но в храм не хожу". Что это за вера такая непонятная? Бесы тоже веруют, а в храм не ходят. Если веруешь, должен в каждый воскресный день и праздник в храм приходить, это обязательное условие. Посты тоже надо соблюдать. А люди находят тысячу причин, чтобы не поститься, болезни себе придумывают. И тут видно, что вера у них слаба, им еще воцерковляться и воцерковляться. А без этого нет движения вперед. Господь от нас требует подвига веры: молитвенного, постного, совершения добрых дел, заботы о своем храме. Обязательно о храме, куда мы ходим, должны заботиться. Вот мы сегодня вспоминаем Аггея - одного из двенадцати малых пророков. Иудеи вернулись из Вавилонского плена примерно в шестом веке до Рождества Христова. Мы поем Великим постом: "На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе" (Пс. 136:1). Это о том, что иудеи тосковали по родине. И Бог освободил их, через семьдесят лет царь местный разрешил им вернуться, они вернулись - и что стали делать? Начали отстраивать свои жилища, а до того, что рядом стоит в руинах храм, им не было дела. Там, в плену, они плакали, а когда вернулись, никто за восстановление храма не хотел браться. И вот Господь послал Аггея и велел ему сказать людям, что они просили Его вернуть их из плена, а потом забыли про Него. Сколько раз мы были свидетелями в наше время: едешь по селу, храм в руинах, народ строит себе кирпичные особняки, а до храма никому дела нет. Люди хотят, чтобы все было благополучно, мирно в жизни, а про Бога забывают. А пророк Аггей напомнил, что надо храм восстановить: туда придет Господь, которого так ждут люди. И слава этого храма будет больше, чем первого храма Соломонова, который разрушили. Старики, которые остались живы, еще помнили тот храм и говорили, что с ним ничто не сравнится. Но пророк Аггей сказал: именно храм, который люди восстановят, посетит Тот, Кого они так ждут. Это пророчество о пришествии в мир Мессии. И вот, когда они взялись все-таки за дело, храм, пусть не в том блеске, как при Соломоне, но все-таки был восстановлен, и на какое-то время наступил мир на Святой земле. Но в наше время мира там не будет - люди не почитают Бога, поэтому там происходит то, что происходит. Мы молимся, чтобы Господь дал мир Иерусалиму, потому что там истоки нашей веры. А здесь, в повседневной жизни, мы должны заботиться о своих храмах. Это обязательное условие. Если строим свои квартиры, дома, а про храм забываем, счастья нам не видать, потому что нельзя пренебрегать домом Божиим".

"Сегодня еще память преподобной Софии Суздальской. Если не знаете, кто она такая, напомню кратко. Был у нас великий князь Василий Иванович в начале шестнадцатого века, он правил тридцать лет. Когда захотел жениться, устроил, как бы сейчас сказали, конкурс невест: ему представили пятьсот девушек, из которых он выбрал себе жену - Соломонию. Двадцать лет они прожили, а детей не было. Князю был нужен наследник, и кто-то ему подсказал, что надо Соломонию постричь в монахини, а взять в жены другую женщину. Его отговаривал митрополит Варлаам, говорил, что это нарушение канонов, убеждал, что нельзя постригать насильно. Ну, князь есть князь - взял да и лишил архиерея кафедры. Преподобный Максим Грек тоже выступил против - его сослали в отдаленную обитель. Патриархи восточные, хотя в то время жили на захваченной мусульманами земле и всецело зависели от русских правителей, тоже говорили князю, что неправильно он делает. Один из патриархов, Марк, сказал, что от второй жены, которую князь Василий возьмет, родится суровый царь. Он выслушал патриаршие наставления, но все равно женился на литовской княжне Елене Глинской. Она родила ему царевича - наверное, вы уже догадались, кого, - Ивана Васильевича, будущего царя Иоанна Грозного. А Соломония была пострижена в московском монастыре, потом ее сослали в Суздаль. Туда в те времена принято было ссылать знатных людей, попавших в немилость. Поначалу ей было тяжело, она привыкла быть женой великого князя, жить во дворце, но потом смирилась, стала подвижницей, и в итоге - святой: от ее мощей люди исцелялись, и ее прославили. Сегодня память этой святой - бывшей великой княгини, а потом преподобной Софии Суздальской. Будем молиться святым, чтобы они помогли нам пройти жизнь без греха, чтобы нам не впадать в ошибки и прегрешения, в которые впадали наши предки, а жить так, как Бог повелел, совершенствоваться и спасаться", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона преподобного Гавриила Самтаврийского.

В связи с 10-летием настоятельства отцу Силуану был преподнесен наперсный крест с украшениями.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с 65-летием протоиерей Виктор Осташевский награжден орденом святого Александра Невского третьей степени.

"Дорогой владыка, десять лет назад вы доверили мне возглавить этот храм, - сказал в ответном слове настоятель. - Эти годы пролетели как один день, но насыщены были событиями, которые можно уместить в несколько десятилетий. Много здесь пришлось сделать, трудами и помощью прихожан удалось привести храм в благолепное состояние. Я рад, что Господь судил мне здесь служить, и, конечно, без вашего наставления, без вашей помощи ничего бы не получилось, поэтому я искренне вам благодарен за руководство, назидание, за то, что вы помогаете мне идти путем спасения, неся церковные послушания. Мы слышали сегодня, как вы читали Святое Евангелие, и сердца наши тоже горели, потому что это слова, не ведущие к чему-то земному, а то, что ведет нас ко Христу, в Царство Небесное, помогает преодолевать свое падшее естество. Это горение дает новые силы, чтобы служить дальше".

Правящему архиерею был подарен набор фимиама мастерской "Русский ладан".

Верующим раздали иконки Спаса Вседержителя.

Храм святых апостолов Петра и Павла был построен в 1840 году по проекту Александра Брюллова в редком для православного зодчества неоготическом стиле. В советское время здание использовалось как лечебный кабинет санатория, научная лаборатория. К началу 1980-х оно было заброшено и полуразрушено. Возвращено Церкви в 1989 году, с конца 1990-го возобновлены богослужения. Памятник архитектуры, восстанавливается.

ИА "Вода живая",
28.12.24


Храм свв. апп. Петра и Павла в Парголово

194902, Санкт-Петербург, Парголово, Шуваловский парк, д. 41.

Упоминания в новостях

Все новости