Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев, наместник монастыря епископ Кронштадтский Вениамин с братией, епископы Выборгский и Приозерский Варнава, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, архимандрит Алексий (Ганьжин), протоиереи Геннадий Зверев, Александр Сорокин, Никита Зверев и другие священнослужители.
Пели хор обители под управлением иеродиакона Александра (Урбановича) и мужской хор СПбДА под руководством Петра Белокрылова.
Была совершена панихида.
"Мы собрались, чтобы с благодарностью почтить память выдающегося иерарха нашей Церкви - митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, который много трудов и сил положил, чтобы сохранить епархиальную жизнь в городе на Неве, - сказал владыка в проповеди. - Здесь, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, он любил молиться, часто совершал богослужения, хиротонии, обращался к народу Божию с пламенными словами проповеди, здесь его отпевали после скоропостижной кончины. Он прожил недолгую, но насыщенную жизнь, которая целиком была отдана ревностным трудам на благо Церкви, много претерпевшей от атеистической власти, гонимой, лишенной возможности полноценно совершать евангельскую миссию. Бог наделил владыку необычайными дарованиями и талантами, которые отмечали современники еще во время его жизни. Это феноменальная память, невероятная работоспособность, острый ум, способности к изучению многих областей знания - от богословия до иностранных языков, от истории до гимнографии, умение отстаивать свою точку зрения и добиваться результата даже в проигрышной, казалось бы, позиции. Эти замечательные качества, все множество талантов он отдал делу Божию. В любое время такой человек мог бы принести большую пользу и вписать свое имя в летопись истории. Но по воле Божией митрополит Никодим был призван на церковные труды именно в советскую эпоху, особо сложную для русского православия. Видимо, он был нужен Церкви в свое время и на своем послушании".
"Его жизненный путь был связан не только с Отечеством, но и зарубежьем, - продолжил архипастырь. - Родился он в 1929-м году на Рязанщине, служил в Ярославле, был начальником Русской духовной миссии на Святой земле, объездил многие страны мира как председатель ОВЦС Московского Патриархата. Но особая страница его жизни - Ленинград. В октябре 1963-го года, после недолгого служения в Белоруссии ему был предоставлен выбор - либо кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского, либо Ленинградская. Несмотря на высокий статус, это было место проблемное - епархия находилась в плачевном состоянии. В Ленинграде сменилось четверо правящих архиереев за восемь лет, было закрыто множество храмов, находились на грани закрытия духовные школы. Но митрополит был человеком мужественным, и понимая масштаб предстоящих трудов, выбрал город на Неве. Много проблем пришлось ему решать - это, видимо, было промыслительно - под силу только такому энергичному и волевому иерарху. Он придал импульс церковной жизни города, сохранил духовные школы, воспитал целое поколение священнослужителей, которые впоследствии сыграют решающую роль в возрождении Церкви. Его современники вспоминают, как изменился облик церковного Ленинграда в годы его служения. Владыка добился снятия цензуры с проповедей, вернул городу колокольный звон, сюда стали приезжать иностранные делегации. Духовенство при сохранении известных ограничений участвовало в межправославном и межхристианском диалоге. В корне поменять отношения с атеистической властью тогда было невозможно, но владыка выстраивал диалог так, чтобы с Церковью считались, как если бы она была полноправным участником общественных процессов, чей голос слышат. В большей степени это были его чаяния и надежды. Он положил силы, здоровье, энергию, чтобы эти надежды на Церковь не гонимую, а торжествующую исполнились в будущем. Для этого нужна была сильная, горячая вера, всецелое упование на волю Божию, на то, что Господь во всех испытаниях хранит Свою Церковь и ее служителей. Такая вера у митрополита была. Вера, подкрепленная красноречивым примером его жизни ради Церкви, трудов для ее защиты и сохранения веры в народе".
"Этому примеру сегодня, в другое, благоприятное для нас, священнослужителей время мы должны учиться у владыки Никодима. К этому нас призывает его верный ученик, Святейший Патриарх Кирилл, который был воспитан его примером, многое перенял от духовного учителя. Одно из таких важных качеств - всегда ставить во главу угла служение Богу - не свои личные интересы, не земные желания и привязанности, а именно интересы Церкви. Всегда искать возможность принести пользу делу церковному. Сейчас милостью Божией для этого открыты все двери, мы имеем возможности, о которых митрополит Никодим только мечтал. В завершение приведу слова Предстоятеля, которые он однажды сказал в этом соборе о своем наставнике: "Помните этого великого человека, подлинного исповедника веры, титана мысли, человека, обладавшего колоссальной силой воли. Про таких говорят, что они бетонные стены умеют разламывать. Он разламывал бетонную стену, которая ограждала Церковь от общества, от государства, от народа. Его труды, жизненный подвиг во многом предопределили то церковное развитие, а в каком-то смысле и те общественные перемены, которые произошли в нашей стране", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
На Никольском кладбище лавры у могилы приснопамятного владыки была совершена заупокойная лития, а также возложены цветы.
Епископ Мстислав также отслужил литию у могилы приснопамятного митрополита Владимира (Котлярова; 1929-2022).
Митрополит Никодим (Ротов; 15 октября 1929 - 5 сентября 1978) - иерарх Русской Православной Церкви, с 9 октября 1963 года - митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1960 по 1972 год - председатель ОВЦС. С сентября 1974 года был патриаршим экзархом Западной Европы.
ИА "Вода живая",
05.09.25



Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
191167, Санкт-Петербург, наб.р.Монастырки, д.1Упоминания в новостях
