На родине новомученика епископа Сестрорецкого Николая вандалы разрушают храмовый комплекс

Источник: ivgazeta.ru
Прицерковное здание в селе Лосево Комсомольского района разбирают на кирпич.
На родине новомученика епископа Сестрорецкого Николая вандалы разрушают храмовый комплекс

Атаке вандалов уже подверглась сторожка, может пострадать и храм, которому в этом году исполняется 150 лет.

В редакцию "Ивановской газеты" обратился председатель Тейковского отделения Общества русского исторического просвещения "Двуглавый орел", член комиссии Шуйской епархии по канонизации Сергей Потанин: в существовавшем когда-то селе Лосеве Писцовского сельского поселения Комсомольского района вандалы разрушают храмовый комплекс.

image.jpg

Лесозаготовители, работающие неподалеку, уже разобрали стену церковной сторожки для укрепления дороги к своим делянкам.

Краевед опасается, что вскоре у них дойдут руки и до самого храма. Месяц назад, посещая это место с крестным ходом в честь 780-летия обретения иконы Феодоровской Божией Матери и священномученика Николая (Клементьева, 1875-1937), епископа Сестрорецкого, он наблюдал, как вандалы собирались увезти от церкви тракторный прицеп с кирпичом, но, завидя крестный ход, ретировались. Оставленный прицеп с грузом Сергей сфотографировал.

- А недели за три до этого стена была целая, - утверждает он, предоставляя еще одну фотографию с места, которую сделал, изучая маршрут проведения крестного хода.

Три недели назад сторожка была цела.

Одноглавый кирпичный храм был построен в 1869 году на деньги местного помещика, отставного штабс-капитана Ивана Шишелова с участием других прихожан. Рядом находилось сельское кладбище и сторожка с кровлей в виде свода.

В советское время эта церковь числилась среди памятников архитектуры регионального значения. Сейчас храм относится к выявленным памятникам регионального значения. В комитете Ивановской области по охране объектов культурного наследия на момент публикации не смогли сообщить нынешний статус здания.

"В Лосеве родился священномученик Николай (Клементьев), который в детстве посещал этот храм, где служил его отец, - продолжает Сергей Потанин. - Его правнучка, живущая в Санкт-Петербурге, желая защитить память предка, уже месяц обращается в различные организации (администрацию Комсомольского района, местную полицию, Шуйскую епархию), но вразумительного ответа пока не получила". Как сообщили в пресс-службе регионального УМВД, в отделе Комсомольского района действительно есть заявление по поводу разрушения постройки, проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение.

Глава Писцовского сельского поселения Татьяна Глухова, посетившая 3 октября это место, рассказывает, что сторожка действительно разрушена и дорога укреплена кирпичами. Но, как сообщили ей арендаторы лесных делянок, они подобрали их с земли, не ломая стен постройки.

"Думаю, что разбор стены произошел во многом из-за того, что на храме нет таблички, что он является объектом культурного наследия, как это делается с недействующими храмами в других регионах, - говорит Сергей Потанин. - Если бы региональные власти в свое время прикрепили ее, никакие бы лесорубы не покусились на храм, особенно в наше время, когда церкви, наоборот, восстанавливаются".

В Шуйской епархии сообщили, что у них на балансе храм не стоит. В прошлом году епархия активно занялась выявлением бесхозных храмов, но права на этот объект еще не получила. Скорее всего, этот процесс будет запущен, и местная администрация передаст его Шуйской епархии.

"На таких объектах мы проводим работы, - прокомментировал секретарь епархиального управления Василий Добычин. - В крайнем случае замок от "честных" граждан повесим да щитами забьем. Конечно, хотелось бы, чтобы все храмы были под приглядом. Но не всегда финансовая составляющая позволяет".

На местных жителей положиться нельзя - их в Лосеве нет с 1980-х годов.

+++

Священномученик Николай (Клементьев) родился в 1875 году в Костромской губернии (нынешней территории Ивановской области) в семье священника. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, преподавал в Александро-Невском духовном училище. Служил в Большеохтинской Георгиевской церкви, в храмах Охтенского детского приюта, Сошествия Святого Духа на Большой Охте. В сане протоиерея был одним из благочинных. В 1922 году был арестован по делу "об изъятии церковных ценностей", приговорен к трем годам заключения. После освобождения, будучи вдовцом, принял монашество и рукоположение во епископа от великого святителя - Патриарха Тихона. В качестве епископа Сестрорецкого, викария Петроградской епархии, активно противодействовал обновленцам, разъяснял пастве суть раскольнического движения. В 1925 году был арестован и отправлен на три года в Сибирь. После отбытия срока поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Ленинград. Вскоре была введена всеобщая паспортизация и владыку не прописали в городе. Он был назначен управляющим Великоустюжской епархии. В 1935 году последовали новый арест в составе так называемой "контрреволюционной группы" и ссылка в Казахстан. В 1937 году архиерей был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 31 декабря того же года.