Конференция "Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии" открылась в Санкт-Петербурге

Конференция "Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии" открылась 4 февраля в здании Международной академии музыки Елены Образцовой. В ней приняли участие священнослужители, психологи и психотерапевты, преподаватели и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Кемеровской области.

Организаторами форума стали епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, храм святителя Петра на Роменской улице, Общество православных психологов Санкт-Петербурга, Общество православных педагогов Санкт-Петербурга и Институт социального образования РХГА.

Перед заседанием в храме преподобного Серафима Вырицкого при Большом Гостином Дворе был отслужен молебен, который возглавил настоятель иерей Артемий Наумов.

Открывая конференцию, отец Артемий зачитал приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. "Развитие психологической науки и ее связь с богословскими дисциплинами и практикой жизни в Церкви - актуальная тема в современном мире. Человек постоянно находится в эмоциональном и, самое главное, мировоззренческом кризисе. Как мы знаем, душа человеческая - христианка. Но современные люди забыли об этом, погружаясь все больше в жизнь, противную слову Евангелия. Чрезмерное потребительство, нравственное разложение и забвение традиций - вот причины современных духовных и душевных страданий человека. И он стремится найти спасение от этих страданий. Радостно, что люди, профессионально оказывающие помощь человеку, который запутался и находится на грани, собрались здесь сегодня", - отмечено в обращении.

Отец Артемий отметил, что вклад Феофана Затворника в богословие и практическую жизнь человечества как христианского подвижника велик. Своей жизнью он показывает пример спасения и служения ближнему, пример истинного последователя Христа. Будучи епископом, он нес послушание правящего архиерея, но, отказавшись от всего этого, углубился в богословие, познание Бога и сосредоточился на своем внутреннем мире. Единственным критерием жизни человека, любой принадлежности к любой вере является любовь. Именно через любовь человек может познать мир, Бога, сам спасаться и спасать тысячи людей.

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнев огласил приветствие председателя епархиального ОЦБСС протоиерея Николая Брындина. "Только ярый противник Церкви может говорить, что психология - это дисциплина сугубо светская, и в ней нет места категориям богословия. Только ретроград и человек, совершенно не знакомый со святоотеческим преданием, утверждает, что духовная жизнь не связана с наукой о внутреннем мире человека, причинах его поступков и мыслей. Но мы знаем, что разница в понятиях говорит не о различиях, а о широком поле применения православной психологии в нашей жизни", - отмечено в обращении.

Отец Максим добавил, что конференция интересна соединением богословия и психологии: "Есть догматическое, литургическое богословие, но психология наиболее близка нравственному богословию. Православная психология - наука, которая находится в пограничном месте и поднимает многие темы, которая светская психология не затрагивает".

Приветствуя коллег, председатель Общества православных педагогов Василий Семенцов задал вопрос: что такое педагог без психологии? И ответил: это древо без ствола, которое плодов не принесет, потому что не выживет. Так же психолог без святоотеческого предания и богомыслия - это ствол без корней, который сгниет. 

Были образованы две секции: богословие святителя Феофана Затворника (природа тела-души-духа и ума-чувства-воли человека) и духовная практика христианской жизни. Предметами обсуждения стали православная психология как научная дисциплина и практика, преодоление страстей, стяжание добродетелей, православное консультирование и психотерапия.

Пленарное заседание открыл протоиерей Георгий Пименов с докладом "Святитель Феофан Затворник на Святой земле". Святитель попал в духовную миссию 1847-1854 годов. Пребывая в лавре преподобного Саввы Освященного, он изучал древние рукописи, писал иконы, занимался переводами и собиранием памятников святоотеческой письменности, которая питала всю Русскую Церковь.

Иеромонах Виталий (Морозов) выступил на тему "Терминология, означающая в классической античности различные аспекты психической деятельности", раскрыв понятие души и психических процессов, которые открывали для себя люди в древности. У большинства народов представление о душе связывалось с дыханием и ветром. В русском языке понятие "душа" связано с глаголами "дуть", "дышать". В латинском слово "анима" означает "воздух, ветер, дуновение", а также "жизнь, жизненная сила", "дух" и, наконец, "кровь как носительница жизни". Больше всего отражений психических процессов в греческом языке. В нем много параллельных терминов, отображающих душу как совокупность психических процессов: "френ" - "сердце груди и души", ум, мышление и мысль, "фемос" - дух, душа, жизнь, "психо" - дыхание, дух, душа, сознание, "психикос" - душевный, жизненный.

Аспекты сравнительного анализа святотеческой и научной психологии затронула психолог Татьяна Филипьева. По ее словам, первыми целителями души были монахи. В наши дни наука осмысливает святоотеческое наследие. Цель святоотеческой психологии - исцеление человека от нравственных и духовных недугов, страстей, порождающих грехи. В научной психологии духовная потребность души в общении с Богом игнорируется. Предмет святотеческой психологии - богопознание через постижение истинной природы человеческого духа, души и тела в их целостности и подобии образу Божиему.

Председатель Общества православных педагогов Василий Семенцов выступил с докладом "О современных возможностях воспитания благодарения как "чувства милости Божией незаслуженной". Рассуждая о чувстве благодарения, святитель Феофан учит радостному и благодарному приятию жизни во всех ее проявлениях, в том числе приятию скорбей и бед. Благодарный Богу человек всегда остается довольным, жизнерадостным, благодушествующим. Верующий во всемогущество, благость, премудрость, правосудие Божие избегает сердечных расстройств. Без постоянного ощущения присутствия Бога в своей жизни, без радостного сознания величайшего милосердия Божия по отношению к себе человек вряд ли может избежать расстройств и остаться милосердным, любящим Бога и ближних. Содействие умягчению каменеющих сердец учащихся - задача каждого воспитателя-христианина, отметил педагог.

Врач-педиатр, член Общества православных врачей Николай Жарков выступил с докладом "Чистое сердце - тайна духовной жизни", отметив, что для святителя Феофана сердце - внутреннейший человек, или дух, где объединены самосознание, совесть и идея о Боге с чувством всесторонней зависимости от Него. Сердце - сокровищница разума и первый плотский разумный орган. Святые отцы говорят об "утрате сердца", имея в виду, что внутри человека более не действует благодать Христова. Освободившись от страстей, сердце выздоравливает. Необходимо постоянно держать трезвение и хранение сердца. Бог открывается человеку в сердце - по слову Евангелия: "Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Во второй секции были рассмотрены практические вопросы: диагностика отношений детей и родителей как средство помощи в пастырском окормлении семьи, психолого-педагогическое сопровождение детей в приемных семьях в контексте педагогики святителя Феофана Затворника, экстренная психологическая помощь в доабортном и постабортном консультировании.

Программа конференции, на которой планируется осветить результаты разработок христианской православной психологии, рассчитана на три дня и завершится 6 февраля. Планируется провести круглые столы по направлению "Социальное служение на приходе - "практика добрых дел" и "Вещественна ли душа?". Будет представлен альманах "Линтула", состоится дискуссия "Молодежь. Образование. Религия".

ИА "Вода живая",
04.02.16