Семинар в рамках подготовки к Рождественским чтениям прошел в Петроградском благочинии

Семинар в рамках подготовки к Рождественским чтениям прошел 11 ноября в Петроградском благочинии. В гимназии № 85 собрались директор Николай Смирнов, директор информационно-методического центра района Татьяна Модестова, методист ИМЦ Людмила Беловицкая, директор Центра духовной культуры и образования благочиния диакон Артемий Щукин, учителя школ.
Семинар в рамках подготовки к Рождественским чтениям прошел в Петроградском благочинии

Были представлены методические материалы "Утраченные храмы Петроградской стороны". Разработка стала лидером регионального этапа всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" 2016 года. Проект представляли авторы - директор и педагоги гимназии № 85. В материалы входят образовательные маршруты по утраченным храмам Петроградской стороны, памятки для участников маршрута, исследовательские задания и другие пособия. Занятия на тему утраченных храмов стали примером успешного осмысления и усвоения уроков отечественной истории.

В докладе "1917-2017. Уроки столетия. Петроградский район" благочинный протоиерей Владимир Сорокин рассказал о том, в каком состоянии находились гражданское и религиозное образование, благотворительность, здравоохранение в России к 1917 году, привел данные о том, сколько было в районе школ и гимназий, законоучителей, преподавателей.

С образовательными и благоворительными учреждениями Петроградского района связаны имена новомучеников. В 84-й школе работала учителем мученица Кира Оболенская. Священномученик Николай Розов, расстрелянный в 1938 году, был законоучителем и последним настоятелем храма в Институте святой Елены, ныне - школе № 77. Священномученик Викторин Добронравов был последним перед закрытием настоятелем храма святителя Николая Чудотворца при убежище престарелых сценических деятелей.

На примере Константиновской гимназии (ныне - гимназии № 85) была показана трагическая судьба образовательных учреждений и трудившихся в них учителей, священников, пострадавших в годы лихолетья. Среди них - первый директор Императорского педагогического института Сергей Платонов, арестованный по академическому делу и скончавшийся в ссылке, законоучитель протоиерей Павел Аникиев, арестованный в 1930 году по "делу Платонова" и скончавшийся в ссылке.

Основу общества в России традиционно составляли представители трех видов служения: священник, врач и учитель. Именно они сильно пострадали в годы лихолетья. В базе данных "Возвращенные имена" есть сведения о 2374 священнослужителях, 1115 учителях, 1145 врачах, пострадавших в годы репрессий. В ограде Князь-Владимирского собора им установлены мемориалы: "Вера, Надежда, Любовь" в честь пострадавших священно-, церковнослужителей и мирян, а также памятный крест врачам и учителям.

В императорской России была развита система благотворительности. В 1929 году благотворительность была законодательно запрещена, в Большой советской энциклопедии она определяется как помощь, "лицемерно оказываемая представителями господствующих классов … некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы". "При социализме благотворительность не нужна, - указывалось в энциклопедии, - поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета" (БСЭ, т. 5:278). Сейчас система благотворительности в России, заложенная святым великим князем Владимиром, возрождается.

ИА " Вода живая",
11.11.16