В крипте Казанского кафедрального собора 11 марта состоялась очередная встреча с профессором СПбДА протоиереем Георгием Митрофановым в рамках его кинолектория "Христианство в современном западноевропейском и американском кинематографе". Слушатели посмотрели фильм "Голгофа" Джона Майкла МакДона и вместе с лектором обсудили его. Несмотря на то, что фильм посвящен внутрицерковным проблемам, он вызвал резонанс во всех странах, где показывался.
Действие разворачивается в провинциальном городке Ирландии - одной из воцерковленных стран Европы - на рубеже 1970-1980 годов. Прихожанин на исповеди сообщает отцу Джеймсу, что много лет подвергался сексуальному насилию со стороны ныне покойного священнослужителя. Прихожанин решает через неделю убить отца Джеймса, потому что, по его мнению, на гибель плохого священника никто не обратит внимания, а убийство хорошего заставит общество задуматься.
Отец Георгий подчеркнул, что в фильме показана вроде бы замечательная приходская община, состоящая из потомственных христиан, которые регулярно ходят в храм, исповедуются и причащаются. Но священник понимает, что в большинстве своем его прихожане - несчастные люди, потерявшие себя и Бога.
"Отец Джеймс говорит помощнику ключевые слова: "Вы обманываете самого себя. Это самое плохое, что я могу сказать о человеке". Этот вопрос о самообмане должен задавать себе не только каждый священник, но и каждый прихожанин. Откровенность - это то, чего нам так не хватает. Стоит задуматься: мы в своей церковной жизни действительно искренне, всерьез пытаемся изменить и преобразить себя или это одна из многих ролевых игр? В нашем обществе ложь усугубляется поразительной доверчивостью к любым мифам и идеологическим химерам. У нас нет привычки открыто и свободно говорить то, что мы думаем, мы всегда от одной роли переходим к другой. Невольно задаешься вопросом: действительно ли у нас в конце 80-х годов произошло церковное возрождение или оно было мнимым?" - сказал протоиерей Георгий Митрофанов.Отец Джеймс испытывает, по сути, голгофские страдания: не идет на смерть легко и просто, ему страшно, он колеблется. В момент, когда его вера слабеет, происходит встреча с вдовой-француженкой, в которой он чувствует присутствие куда более крепкой веры, чем у него. Он просит ее помолиться вместе с ним и в этом черпает поддержку, которую больше никто ему не смог оказать. Но искушения продолжаются - происходит поджог церкви и убийство собаки отца Джеймса.
"Священник остается верен себе до конца, он не лицемерит и не лжет. Он не стал лгать убийце о том, что история с истязанием детей в газете его тронула, - даже ради своего спасения. Это опять к вопросу об откровенности. Мы часто вызываем у себя иллюзию сострадательности, но на самом деле, читая в прессе о зверских преступлениях, мы не сострадаем жертвам, а радуемся, что это произошло не с нами. Нежелание лгать даже во спасение обрекает священника на смерть. В чем суть его поведения? Отец Джеймс давал своему убийце шанс преодолеть собственный греховный соблазн. Это важно! Он не взял на себя ответственность за его поступок и не запретил ему совершать его. Он дал человеку свободу. Другое дело, что большинство людей в Церковь приходит, чтобы от свободы освободиться и попасть под чье-то чуткое духовное руководство. Фильм показал реальную пропорцию подлинных христиан и мнимых", - отметил отец Георгий.Зрители по-разному восприняли картину. Прозвучало много вопросов к отцу Георгию. В частности, является ли Голгофа неизбежной для каждого христианина.
"Приход в Церковь не делает жизнь человека легче, в чем-то даже затрудняет ее, но делает более полноценной, полнокровной, фактурной по своей сути. Даже не верующий во Христа человек, если он честен по отношению к самому себе, прожив жизнь, понимает, какое это было тяжелое бремя и как часто он вел себя действительно дурно в этой жизни. Любой нормальный человек, прожив жизнь, понимает, какой это был трудный путь. Да, он может хотеть еще жить, но чем больше он живет, тем критичнее смотрит на себя, тем меньше строит иллюзий по поводу самого себя. Церковная жизнь затрудняет легковесное переживание жизни вообще и самого себя в частности. Но зато дает ощущение полноты. Не случайно жизнь Иисуса Христа была такой. "Иго мое - благо, и бремя мое легко", - сказал Господь (Мф. 11:30). Бремя окажется легким, когда мы почувствуем главное - с нами Бог. Если у нас будет переживание, что Бог с нами, то все остальное уже покажется вторичным и третичным. До этого ощущения надо дожить и не имитировать его", - подытожил протоиерей Георгий Митрофанов.ИА "Вода живая",
11.03.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния