Память архимандрита Кирилла (Начиса) почтили в десятилетие его кончины

Память архимандрита Кирилла (Начиса) почтили 10 марта в Новодевичьем монастыре - исполнилось десять лет со дня кончины первого наместника возрождавшейся Александро-Невской лавры и духовника Санкт-Петербургской епархии.

Божественную литургию в Казанском храме обители совершил протоиерей Владимир Сорокин в сослужении клирика Тихвинской епархии иерея Димитрия Поддубцева и клириков Новодевичьего монастыря.

Под сводами храма собрались духовные чада отца Кирилла - священники, игумении, монахини и те, кто получал при жизни старца его духовную поддержку. За богослужением молилась настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), настоятельница Старо-Ладожского Успенского монастыря игумения Ангелина (Васильева) и настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова).

После панихиды была совершена лития на могиле архимандрита Кирилла, затем состоялась памятная встреча.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав направил в адрес собравшихся краткое слово, отметив, что жизнь отца Кирилла "прошла под знаком Божественной любви, он дарил эту любовь каждому, кто приходил к нему за советом и духовной помощью"

Протоиерей Владимир Сорокин сказал, что главное в жизни отца Кирилла - это отсутствие озлобленности на бесконечные притеснения со стороны властей. От него невозможно было услышать слова ропота. "На все воля Божия", - говорил он.

От ректора, преподавателей и учащихся СПбДА выступил преподаватель церковной истории и руководитель церковно-исторического общества Дмитрий Карпук. Он напомнил о приближающемся 100-летии со дня рождения отца Кирилла. Периоды его жизни плохо изучены, предстоит заполнить эти лакуны. На примере жизни таких выдающихся людей надо учить новое поколение священнослужителей любить Церковь и духовных чад, доверять Богу свою жизнь и не боятся испытаний.

Последнее пристанище отец Кирилл нашел в Новодевичьем монастыре: сестры заботились о его здоровье. Воспоминаниями поделилась и матушка София. Она напомнила, что отец Кирилл состоял в русском христианском студенческом движении, познакомился с будущим святителем Иоанном Шаховским. Это движение имело большое значение в воцерковлении молодежи. Батюшка делился воспоминаниями об этом периоде его жизни, собирал литературу о священномучениках.

"У него было прекрасное чувство юмора. Однажды к нему подошел протоиерей Георгий Тельпис и сказал: "Вы хорошо сегодня выглядите, отец Кирилл!", на что старец ответил: "У меня в санатории был хороший доктор - Лаврентий Павлович Берия", - рассказала матушка София.

"Отец Кирилл меньше всего думал о себе и больше - о своих чадах, - отметила игумения Илариона. - В прошлом году исполнилось сто лет революции - эта дата заставляет серьезно задуматься об истории нашей Родины. Через таких людей, как отец Кирилл, сохранились вера и Церковь. Несмотря на страшные испытания, они несли человеческое достоинство. Их кровь, страдания - основание нашей Церкви. Они - свет для нас".

Игумения Ангелина вспомнила о том, как утешал отец Кирилл каждого приходящего к нему.

"Он прошел тяжелый путь - лагеря, война, Псковская миссия, - сказала матушка Ангелина. - После всего этого ужаса он встал у истоков всех монастырей нашей епархии. Он благословил меня на игуменское служение. Мы, игумены и игумении, были его духовными чадами.  Как отец Иоанн Кронштадский, он направлял, утешал, наставлял и вразумлял. Его келия всегда была открыта для каждого, от общения с ним становилось легко. Часто вспоминаю храм духовной академии. Вы помните, как мы трепетно шли туда на исповедь? Все беды уходили прочь, и с чувством духовной радости мы покидали храм. По сей день я чувствую поддержку старца. Он был  исповедником, который врачевал наши души. Дай Бог, чтобы не иссякала наша земля такими людьми".

Архимандрит Кирилл (в миру Леонид Начис, 1920-2008) родился в Латвии, его брат Иаков был священником. Леонид смолоду прислуживал в храме. Участвовал в собраниях и кружках РСХД. В 1938 году поступил в Латвийский университет, на православное отделение богословского факультета, где учился до 1940 года. Учительствовал, с 1942 по 1944 год служил псаломщиком в Псковской духовной миссии на оккупированной территории СССР. С братом и другими латвийскими миссионерами был эвакуирован в Ригу, служил псаломщиком в Свято-Троицком соборе в Либаве (Лиепае), где священствовал его брат. В декабре 1944 года был вывезен в Германию, где помещен в лагерь. После освобождения работал в Даугавпилсе на предприятии "Хлебострой", на судостроительной верфи в Риге. В 1950 году вновь был арестован, перевезен в Ленинград. Был в заключении в Кирове, в Инте. После освобождения в 1955 году приехал к брату протоиерею Иакову, служившему в Сыктывкаре. В 1956-м поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1958 году рукоположен во диакона, в 1959-м - во пресвитера. В 1960-м пострижен в рясофор в Виленском Святодуховом монастыре. В 1963 году окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. В 1963-1965 годах преподавал церковную историю и древнееврейский язык в ЛДА. В 1965 году пострижен в мантию с именем Кирилл в честь святителя Кирилла Александрийского. В том же году возведен в сан игумена. Служил на приходах Санкт-Петербургской епархии. Был настоятелем Павловского собора в Гатчине, Преображенской церкви в Выборге. В сане архимандрита в 1988 году был назначен духовником Ленинградских духовных школ, стал духовником епархии, затем первым наместником возрожденной Александро-Невской лавры. В 1996 году попросил освободить его от этой должности по состоянию здоровья, но продолжал быть духовником академии. В последние годы жил на покое при Новодевичьем монастыре, где и скончался. Погребен у западной стены Казанского храма.

ИА "Вода живая",
10.03.18


Воскресенский Новодевичий монастырь

196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100

Упоминания в новостях

Все новости