"Их остается все меньше": в храмах епархии чествовали ветеранов войны

В храме святого Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади 9 мая, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, был совершен благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне и особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы  войны.

"Их остается все меньше": в храмах епархии чествовали ветеранов войны
Настоятель протоиерей Михаил Подолей, поздравляя прихожан с Днем Победы, сказал: "Все меньше остается среди нас ветеранов войны. Но мы никогда не должны забывать о том, что они пережили. Ушедшие от нас ветераны завещали нам ценить мир, завоеванный ими, и умножать добрыми делами любовь и согласие между людьми. Те из ветеранов, кто дожил до 70-летия Великой Победы, как правило, неохотно участвуют в публичных мероприятиях. Но важно, что они успели передать детям и внукам свидетельство тех страшных и героических лет. Мы рады, что и среди наших прихожан есть такие люди".

Всю блокаду от первого до последнего дня прожили в Ленинграде, на Кондратьевском проспекте, 13, Агриппина Саюк и Антонина Хоменко (в девичестве - Ларионовы) вместе с семьей. Агриппина Васильевна родилась в 1928 году. Несмотря на возраст, а ей было тогда 13-14 лет, работала в госпитале, спасала жизни раненым защитникам города, после работы тушила зажигалки на крыше. Ее старшая сестра Татьяна Васильевна не дожила до 70-летия Победы. Она тоже провела всю блокаду в осажденном городе и работала в госпитале. Антонина Васильевна - дитя блокадного города. Она  младше сестры Агриппины Васильевны на три года. Агриппина Васильевна и  Антонина Васильевна, как и многие пережившие блокаду, не любят рассказывать о ней: тяжело возвращаться памятью к пережитому.

"Было все: и карточки отнимали, и муку, которую давали вместо хлеба, - вспоминает Агриппина Васильевна. - А это - верная смерть! Но Господь хранил, помогал выжить. Много страшного приходилось видеть: люди умирали прямо на улицах, не было сил похоронить даже близких". Несмотря на страшный голод и крайнее истощение, люди помогали друг другу даже в безнадежных ситуациях. Ларионовы приняли в свою семью мамочку с двойняшками. 

"Мальчик вскоре умер, девочка лежала рядом, - продолжает Агриппина Васильевна. - Федосья Федоровна, наша мама,  сказала: "Надо похоронить". А сил на это не было. Потом и девочка умерла... Чтобы выжить, ели все подряд. Часто умирали от такой еды". До сих пор у Агриппины Васильевны и Антонины Васильевны, как и у всех, кто пережил войну и блокаду, трепетное отношение к хлебу. Для них хлеб - это святое. Такое отношение они передали и детям. 

После блокады Агриппина Васильевна вновь пошла в школу. "Однажды на торжественной линейке, на которой собралась вся школа, мне вручили медаль "За оборону Ленинграда", - рассказывает она. - Все удивились: "А разве эта девочка, Ларионова, защищала Ленинград?" Потому и выстоял город, что все - и старики, и дети - были его защитниками".  

Война стала первым и едва ли не главным воспоминанием жизни для прихожанок храма Лидии Зайцевой и Екатерины Кирсеевой. Екатерина Матвеевна вместе с мамой, бабушкой, двумя сестрами и братом попала в концлагерь в Литве. Жили в нечеловеческих условиях в бараке. Пока взрослые работали, дети оставались в бараке. "Почему-то запомнилось, что был земляной пол. И еще: младший брат Ванечка, родившийся накануне войны, все время сидел на столе перед окном. Охранники-литовцы, проходя мимо, грозили ему, а он пугался и плакал... У всех заключенных, в том числе детей, брали кровь. Когда те ослабевали настолько, что не могли больше давать кровь, их кормили отравленной пищей, сжигали, а пепел развеивали. Та же участь ждала и нас, - рассказала Екатерина Матвеевна. - Но мама и бабушка, обе глубоко верующие, горячо молились. И Господь избавил нас от такой ужасной смерти: до нас не дошла очередь, а лагерь был освобожден". 

Выбирались из Литвы в товарном вагоне вместе с ранеными. "Помню и ту поездку, - продолжает Екатерина Матвеевна. - В том же вагоне, кроме раненых солдат и нас, везли корову и раненую лошадь. Эшелон шел больше месяца. Страшно измучились. Наконец, очутились во Псковской области. Там и жили у родственников в деревне до конца войны. На земле легче выживать, чем в городе". 

Время, проведенное в лагере, не прошло для Екатерины Матвеевны бесследно: здоровье было сильно подорвано. Но Бог даровал ей долгую жизнь. 30 лет отработала на Кировском заводе. Пройдя через невзгоды и испытания, сохранила умение радоваться жизни, мужество и твердость характера. Она и сейчас остается опорой для своей семьи.

+++

В детской воскресной школе храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове 10 мая был устроен праздник в честь Дня Победы. С каждым годом приход теряет свидетелей военных лет, теперь их остаются единицы. Но пришли "дети блокады", для которых слово "война" - не кинокадры военных действий, а ужас ежедневного выживания. 

"Вы думаете, что мы все были бравыми солдатами, которые смело шли с автоматом на плече крушить врага? - обратилась к детям блокадница Дарья Матвеевна Идисович. - Нет. Когда началась война, мы были такими же, как вы сейчас. Мы сильно голодали, вокруг люди умирали от истощения, а когда нас везли в машине из Ленинграда, то немец начал бомбежку, и на наших глазах под лед уходили машины с людьми. Не дай вам Бог пережить подобный ужас!"

Глядя на щедро накрытый стол, другая прихожанка, Галина Максимовна, рассказала, каким счастьем для нее и подружки была найденная конфетка-леденец: "Так мы и лизали ее по очереди, с двух сторон, это было просто блаженство!" Она напомнила, что в блокаду, пока были силы, дети ходили в школу и учились. 

Мы привыкли, что все лучшее - детям, но всегда ли это правильно? А еще живущие рядом с нами хранители памяти, носители опыта, закаленные в горниле испытаний? Нам стоит научиться "отдавать" этим людям. Прежде всего им нужно внимание. Дети подарили, что смогли: прочитали гостям стихи, вместе с ними пели песни, а потом вручили подарки и цветы. Этот урок памяти, уважения и благодарности не пройдет даром.

Все было по-семейному просто и душевно. "Вы доставили нам такую радость, такое утешение, что просто душа ликует и славит Бога!" - сказала одна их блокадниц. А другая, Мария Федоровна, смущенно извинялась: "Вы мне такой подарок преподнесли, а я ведь его не заслужила. Я ведь, хоть и голодала, но блокады не знала, я детство всего-то… в оккупации провела". Поистине удивительно терпение и смирение русского человека!
EElN4Q9PYtk.jpg

+++
В воскресной школе Благовещенской церкви на Васильевском острове 10 мая состоялась встреча с ветераном и блокадницей. Перед учащимися выступили Георгий Иванович Кусницын, участник войны, и Изабелла (Иоанна) Павловна Шапошникова , пережившая блокаду.

Георгию Ивановичу исполнился уже 101 год, но он сохранил военную выправку. Это высокий, стройный человек с многоярусным "иконостасом" орденов и медалей на груди. 

"Можно сказать, что я историческая личность, - начал рассказ Георгий Иванович. -  Все мои товарищи уже умерли, один я остался. С самого начала войны и до самого конца воевал, не считая того времени, которое пролеживал в госпиталях. В первый же день войны я добровольно ушел на фронт.  Две недельки меня учили в Тамбове, как обращаться с винтовкой. Затем попал я в 64-ю дивизию, которая сражалась под Смоленском. Бои там были очень страшные, даже не буду описывать. После того, как  две трети нашей дивизии были ранены или убиты, нас отвели в другой город, пополнили и увезли под Москву. Там мы сражались в очень трудных условиях. Был мороз и такая атака немцев, которую просто невозможно описать. Наша часть была на Ленинградском шоссе, в войсках Рокоссовского. На нас шли танки. Но эти танки, как вы знаете, до Москвы не дошли: их перебили, хотя некоторые из них смогли вернуться. Под Москвой нам помогли сибирские дивизии, которые отогнали немцев на триста километров. От нашей дивизии опять осталась треть состава, и нас отправили на пополнение. После этого мы пошли под Старую Руссу, и там меня очень сильно ранило  - вышибло два ребра. Ранило на передовой, я видел немцев так же, как вас. Меня отвезли в госпиталь, вылечили -  при помощи Бога.

Позволю себе рассказать один эпизод. Когда я был еще рядовым, нашу роту поставили в тыл противника. Зашли мы туда километров на пять. Задача была - оседлать немецкие дороги, которые ведут на фронт, нападать на них и разбивать. Командир батальона велел мне отнести донесение.  Идем мы с разведчиком и видим: впереди поляна, на поляне стоит немецкий обоз, и наши бойцы обстреливают его. Некоторые немцы смогли убежать в лес, а некоторые залегли за лошадей и отстреливаются. Еще немножко - подошло бы немецкое подкрепление, и нас бы разбили. Я зашел с тыла обоза - и вдруг из-под ног у меня вылезает немец, руки дрожат  говорит: "Mutter… Tochter…" - значит, мать и дочь у него там, дома. Я говорю ему: "Steh auf" -  "вставай". Наши бойцы прибежали, наставили на него винтовки, хотели убить, но я им сказал: "Прекратите". Отвел его в наш тыл и сдал командиру дивизии. И этот немец благодарил меня, что я его спас. Жаль, что я не записал его адрес!

Конец войны застал меня в Латвии. Я сидел с командиром полка в блиндаже. И слышим: такая стрельба кругом, такая стрельба! Командир полка говорит: "Выйди, пожалуйста, посмотри, в чем дело". Я вышел, вижу - боец стреляет вверх. "Что такое?" - "Победа!" Я влетаю в блиндаж - мы с командиром полка целуемся и поздравляем друг друга с Победой".

1.jpg

Иоанне Шапошниковой 77 лет. У нее усталые глаза, но она по-прежнему женственная и в то же время энергичная.

"То, что до войны было, я плохо помню, - рассказывает она. - Но зато очень хорошо помню голод и холод. У нашей мамочки было шестеро ребят, я - самая младшая. А если какие-то детишки оставались сиротами, то их тоже почему-то к маме моей отправляли. Так что нас у мамочки было даже не шесть, а гораздо больше.

Папа защищал Святую Русь на Ленинградском фронте, а мамочка нас спасала. Кушать было нечего: пайки по 125 грамм хлеба, да и хлеб был не тот, что мы сейчас едим. Только название у него хлебное было. Старший брат тоже хотел уйти на фронт, но его не взяли, хотя он и прибавил себе несколько лет. Тогда он пошел делать орудия. Роста ему не хватало, и он, чтобы работать на станке, становился на ящик. Мои старшие сестры бегали на крышу и гасили фугасные бомбы - водой или песком. А я так ослабла, что у меня висела голова, и я ничего не могла делать. Мой кусочек хлеба казался мне больше, когда он был с довесочком. Поэтому мама отрезала от моего хлеба кусочек и клала сверху, и я радостно кричала: "У меня - с довеском!" А папочка с фронта изредка присылал нам со своими сослуживцами дуранду - опилки, с чем-то смешанные.

Мамочка моя во время блокады работала дворником, убирала трупы. Трупов было много: люди выходили карточки отоваривать и тут же падали и умирали. Мама собирала их, а вечером приходила машина и отвозила мертвых на Пискаревку или в Левашово - я уж не помню.  У меня есть грамота мамочкина - благодарность за то, что она занималась такой работой.

Когда бомбы падали, все бежали в бомбоубежище - в подвал, как сейчас в Донецке. Однажды мой братик говорит: "Надоело мне. Не побегу. Останусь дома". И пока мы его уговаривали, нас всех ранило. Я тоже была ранена - до сих пор не знаю, куда.

В 45-м году я в школу пошла. Вы, ребятки, сейчас, конечно, с удовольствием ходите в школу. А мне туда не хотелось, потому что мне очень-очень хотелось есть. Вы знаете, как бывает: малышок едет в коляске, а ему пустышку дают, чтобы он не кричал. Так и я к мамочкиной груди прикладывалась, хотя грудь у нее давно была пустая. Из-за слабости у меня была плохая память - я не могла запомнить таблицу умножения! Но молитвы я почему-то запоминала сразу, только кто-нибудь скажет: "Господи, помоги! Господи, помилуй!", и я запоминала навсегда! Бог во всем помогал, только Бог! Он до сих пор меня хранит.  9 мая мы, блокадники, празднуем победу над голодом. Победили голод с Божией помощью, не умерли!"

Учащиеся воскресной школы прочитали ветеранам стихи Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Елены Рывиной, Андрея Досталя, спели военные песни под аккомпанемент гитары, фортепиано и аккордеона. Несколько ребят принесли портреты воевавших прадедов и рассказали все, что знают о них. Завершилась встреча просмотром кинохроники - парада на Красной площади 9 мая 1945 года.     

+++

Праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, посвященный 70-й годовщине Великой Победы, состоялся 10 мая в помещении временного домового храма Воскресения Христова у Пискаревского кладбища. Для дорогих гостей выступили солист легендарного ВИА "Поющие гитары" Валерий Ступаченко, вокальный ансамбль "Элеон", ансамбль студентов 1-го курса факультета церковной музыки при подворье Оптиной пустыни. Юные прихожане исполнили для ветеранов песню Владимира Харитонова и Давида Тухманова "День Победы".

Настоятель иерей Илия Васильев обратился к ветеранам со словами благодарности за Победу, за выполненный долг перед Родиной, за то, что подарили возможность последующим поколениям жить счастливой и мирной жизнью. Особое внимание отец Илия уделил важности сохранения памяти о Великой Победе, о героях, которые отдали свои жизни за Родину, за свой народ: "Очень важно сохранить чистую и правдивую историю этой страшной войны и нашей Великой Победы, сохранить память о наших героях, о мужестве и бесконечной любви к Родине нашего народа - для назидания и воспитания всех последующих поколений".

После праздничного концерта состоялось чаепитие, во время которого, ветераны делились своими воспоминаниями, фронтовыми рассказами. За столом звучали песни военных лет. После чаепития гости познакомились с выставкой рисунков юных прихожан храма "Наша Победа". По окончании праздника гостям были вручены памятные подарки с пожеланием крепкого здоровья и многолетия. Всем погибшим в годы войны пропели "вечную память".

+++

В храме святителя Николая Чудотворца и святой мученицы царицы Александры (Путиловском) 16 мая прошел праздничный концерт, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

На празднике присутствовали депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрей Васильев, благочинный Кировского округа протоиерей Валерий Дорохов, настоятель иерей Владимир Гончаренко, многочисленные гости, а также ветераны, проживающие в Кировском районе.

Перед началом праздничного концерта отец Валерий напомнил слова Господа нашего Иисуса Христа "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:12-13) - эту заповедь, сказал благочинный, ветераны воплотили в жизнь.

EASTER (123).jpg

На праздничном концерте выступали учащиеся воскресных школ всего Кировского благочиния. Ребята поздравляли ветеранов, читали стихи, пели песни, танцевали.

На вечере выступила Галина Мартыновна Мельникова (Портнова) - родная сестра Зины Портновой, единственной школьнице в Ленинграде, удостоенной званий Героя Советского Союза. Галина Мартыновна рассказала о своей жизни, о том, как непросто было выживать в прямом смысле этого слова во время войны, и пригласила в музей при в школе № 608 Кировского района на экспозицию, посвященную ее родной сестре Зине Портновой. Обращаясь к ребятам, Галина Мартыновна от всего сердца произнесла: "Дорогие ребята, слава Богу, что Вы не видели войны. Будьте счастливы, учитесь на "отлично"!".

В заключение праздничного концерта отец Владимир сердечно поблагодарил всех, кто принимал участие в организации концерта, и всех пришедших на этот праздник. Всем ветеранам вручили цветы. Затем ветераны были приглашены на чаепитие, во время которого они читали стихи и вспоминали со слезами на глазах о тяжелых днях той войны и о том счастье, которое испытывали все в День Победы.

    
ИА "Вода живая",
09-16.05.15