Конференция "Библия и эволюция. Вопросы согласования" прошла в Царскосельском благочинии

Открытая научно-богословская конференция "Библия и эволюция. Вопросы согласования", организованная миссионерским отделом Царскосельского благочиния, прошла 28 февраля в Софийском павильоне.


Докладчиками выступили кандидат богословия профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и доцент кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Олег Тиходеев. Вел конференцию клирик Софийского собора иерей Сергий Ситников.

Открывая конференцию, отец Сергий сказал, что, к сожалению, не смог приехать третий заявленный участник, протоиерей Кирилл Копейкин, и вкратце познакомил слушателей со взглядами отца Кирилла, известными по его многочисленным статьям и выступлениям. Отец Кирилл считает, что отрицать эволюцию на том основании, что о ней не говорится в Писании, наивно, как и, например, факт вращения Земли. Люди нередко, читая Священное Писание, не отдают отчета в том, что, во-первых, имеют дело с переводом, а во-вторых, не знают многих реалий библейских времен и подменяют понятия, которые имели в виду авторы Библии, собственными, весьма от них отличными.

Архимандрит Ианнуарий начал свое выступление с того, что сама постановка вопроса "Библия и эволюция" представляется ему несколько странной: "Почему не "Библия и теория ракетостроения", или еще лучше - кораблестроения от Ноева ковчега до "Титаника"?" - вопрос отца Ианнуария был встречен общим смехом.

Неудивительно, что отец Ианнуарий изложил прежде всего свой взгляд на правомерность соотнесения Священного Писания и теории эволюции: "Как известно, "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1:18). Мы познаем Его в Его действиях, или энергиях, - в том, что в Священном Писании названо Славой Божией", - начал он.

Отец Ианнуарий напомнил эпизод из книги Исхода (Исх. 3:14) о встрече Моисея с Богом. "Это очень важный эпизод, - подчеркнул отец Ианнуарий. - Бог открывает Свое имя, это величайшее откровение Нового Завета. В древности люди придавали большое значение имени, считалось, что с помощью имени отчасти можно завладеть душой другого человека. Зная имя, можно повелевать человеком, например, сказать ему: "Ваня, иди сюда!", и он пойдет. А зная имя божества, можно призывать это божество: вспомните, как Моисей победил египетских жрецов - они знали сложные, труднопроизносимые имена своих богов, а Моисей знал имя своего Бога".

Архимандрит Ианнуарий разъяснил, как нужно толковать то имя, которое открыл Бог Моисею. "Бог сказал: "Эхье ашер эхье", то есть, дословно, "Я буду с вами такой, как Я буду с вами" (синодальный перевод "Я есмь Сый" ничего не объясняет). Вспомним, что Христос в Новом Завете отчасти повторяет эти слова: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Смысл имени, открытого Моисею, - Я всегда с вами, но Мною никто овладеть не может, колдовать с Моей помощью нельзя. Бог абсолютно свободен от наших представлений и изображений, Он постижим только в Своем присутствии". Присутствие Божие, по словам отца Ианнуария, люди ощущают, созерцая красоту природы; некоторые известные ученые, совершая научные открытия, тоже воздавали и воздают хвалу Богу - он привел в пример Антони ван Левенгука, Карла Линнея.

Причина "отрицания" теории эволюции многими православными, по мысли отца Ианнуария, заключается в низком уровне образования, даже в элементарной безграмотности - например, согласно опросам, примерно половина взрослого населения нашей страны думает, что Солнце вращается вокруг Земли.

Отец Ианнуарий прочитал стихотворение Гавриила Державина "Бог" и добавил, что надо верить в Бога, а не творить себе кумира, в том числе из ложно понимаемой науки или буквально, без учета исторических и прочих особенностей, прочитанного текста. "Современное состояние науки так фантастически богато, что может восстановить историю генезиса живых существ. Появившаяся в середине XIX века наука текстология, сделавшая очень много в изучении текстов Священного Писания, во многом сродни современной генетике".

По мысли архимандрита Ианнуария, крайне непродуктивно рассматривать книгу Бытия как учебник по геологии или палеонтологии, а Новый Завет - как "биографию" Иисуса Христа. Необходимо учитывать, что в далеком прошлом люди также не имели представления о естественном и сверхъестественном. Если современный человек знает, что летать по воздуху без дополнительных приспособлений невозможно, то во времена Иисуса Христа люди, не имевшие представления о законах тяготения, совершенно не были в этом уверены. Поэтому крайне наивно воспринимать слова о чудесах, которые творил, к примеру, Симон волхв, буквально. "Человеческие чувства не меняются, а мировоззрение меняется", - заключил отец Ианнуарий.

Следующий выступающий, генетик Олег Тиходеев, представился как "ученый до мозга костей, абсолютный материалист". В то же время Олег Николаевич готов к диалогу с верующими и в течение трех лет читал курс "Богословие и наука" в Санкт-Петербургских духовных школах. Докладчик заметил, что существующий и поныне уровень дискуссии между учеными и верующими по принципу "дурак - сам дурак" - позорное явление, от которого необходимо избавляться: "Наука и религия - две точки зрения на мир, и обе они существуют не случайно".

Олег Тиходеев напомнил, что деятели от религии ополчились на теорию эволюции сразу, и во многом эта ситуация сохраняется сейчас: например, преподавание теории эволюции в школе запрещено в некоторых штатах США. Опыт внедрения в школу курса ОРКСЭ Олег Николаевич тоже считает в этом плане негативным, поскольку если ребенок на одном уроке слушает "креациониста", а на другом - биолога, это наносит вред детской психике. "Сейчас есть учебники по "православной биологии", и они чудовищны. Нередки и случаи, когда студенты говорят преподавателю: "Мой папа, моя мама, мой духовник говорят, что теория эволюции неверна, поэтому на лекции ходить я не буду, сдавать тоже не буду", - поделился преподавательским опытом Олег Николаевич. 

Как и отец Ианнуарий, Олег Тиходеев считает, что причина такой ненормальной ситуации - низкий культурный уровень нашего общества. Но, в отличие от предыдущего докладчика, ученый не думает, что сопоставление Священного Писания и теории эволюции в названии конференции выглядит так уж странно: "Строгих доказательств теории эволюции не существует, воспроизводимые результаты здесь невозможны. Дарвин велик идеей естественного отбора, при этом дарвинизм стал уродливым явлением науки, разоблаченным, между прочим, учеными, а не священниками. Итак, эволюция принципиально не доказуема - как и любые религиозные воззрения, поэтому возникает конкуренция между предметами веры. В этом-то причина, почему деятели Церкви в штыки восприняли эту теорию. Непросто прекратить эту войну, надо быть на достаточно высоком уровне, чтобы понять, что воевать не за что", - сказал Олег Николаевич.

Олег Тиходеев провел лекцию-презентацию, демонстрирующую некоторые факты. Доказательств теории эволюции быть не может, но есть свидетельства, от которых не так-то просто отмахнуться. Например, никто не сможет отрицать, что строение скелета, конечностей, головного мозга млекопитающих сходно: "Все отделы головного мозга, что есть у человека, есть и у кошки, и у мышки. Поэтому медицинские и биологические опыты часто ставят на животных - например, на мышах".

Далее речь пошла о секвенировании геномов, то есть "прочитывании" молекул ДНК. Олег Николаевич повторил мысль отца Ианнуария: "Библеистика через текстологию действительно близка геномике, но "тексты" геномики сложнее и больше". Ученый познакомил слушателей с открытыми молекулярными базами данных, которые есть в Интернете, поэтому любой желающий сможет проверить его выкладки. 

При сравнении аминокислотных, нуклеотидных и других последовательностей человека и шимпанзе наблюдается практически стопроцентное сходство. Сходство человека с крысой гораздо меньше - 70-80 процентов, но оно существует. Степень молекулярного родства снижается по мере удаления от высших приматов. "Средние различия между разными видами homo sapiens - примерно один процент, между человеком и обезьяной - всего шесть процентов. Мы не родные, не двоюродные, но все же довольно близкие родственники".

По словам Олега Николаевича, эти закономерности без эволюционной теории довольно сложно объяснить. В то же время, подчеркнул докладчик, эволюционная теория ничего не говорит о том, как возникла жизнь, каково происхождение нашего мира. Поэтому она на самом деле никак не противоречит религиозной вере. Олег Тиходеев заметил, что многие деятели Церкви отнюдь не противники науки, что сейчас происходит процесс постепенной адаптации богословия к результатам естественных наук. Этот процесс - дело не одного дня, но он идет. "Никакого урона для веры в этом нет. Нужно понимать, что мир гораздо сложнее наших представлений о нем, а абсолютная истина неизвестна никому, поэтому не надо этим понятием спекулировать".

Докладчики ответили на вопросы слушателей. Вопросы, к сожалению, вновь коснулись того, так ли уж необходимо преподавать православным детям теорию эволюции. Отец Ианнуарий подчеркнул, что Русская Православная Церковь никогда раньше не вступала в борьбу с наукой, церковные иерархи не преследовали ученых. Нынешнее неприятие теории эволюции пришло к нам не из православия, как многие думают, а от американских сектантов несколько десятилетий назад. "Если мы хотим хоть немного дать детям представление о биологии, теорию эволюции надо преподавать обязательно. Детям интересно, почему все люди разные, почему ребенок похож на родителей - ответы на эти вопросы может дать только генетика". Олег Тиходеев добавил, что задача школьного образования - не только дать конкретные знания, но и научить их применять, а также систематизировать - человек, умеющий систематизировать, легко восполнит любой пробел в своем образовании. "Во все биологии самое системообразующее - теория эволюции. Только она объединяет разрозненные факты. Не преподавать ее - кощунство". 

Оба докладчика остановились на мысли о том, что представления христиан тоже эволюционировали с течением времени, что все в мире подвержено эволюции, причем последующий этап не отменяет предыдущий.

ИА "Вода живая",
28.02.16