"Надо покаяться!"

Митрополит Варсонофий совершил утреню с чтением канона святого  Андрея Критского в Казанском соборе
В среду седмицы 5-й Великого поста, 1 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню с чтением великого канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.

Был прочитан тропарь преподобной Марии Египетской и житие святой, которое разделялось чтением канона духовенством собора. К концу каждой песни добавлялись тропари преподобной Марии.


"В утешение нам Святая Церковь предложила сегодня услышать еще раз великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а вместе с ним - благодатное житие преподобной Марии Египетской, которое написал святитель Софроний Иерусалимский, - сказал владыка в проповеди. - Святой Андрей вновь раскрыл для нас историю о том, каким прекрасным Бог сотворил мир. Для Своего лучшего творения - человека - Он устроил все: дал прекрасную растительность, животный мир, моря и океаны, в которых много всяких рыб. Господь дал для общения и утешения человеку прирученных животных. Все было для того, чтобы человек совершенствовался и прославлял своего Творца. Но змей-искуситель поверг человека в грех. В него вошел грех, и он пошел другим путем, нежели Господь о нем замышлял. И вместо того, чтобы счастливо жить с Богом, человек был обречен на несчастье жить во грехе без Него. Грех - самое страшное, что есть на свете. Святой Андрей говорит, что нужно бежать из того места, где совершаешь грех, и укоренять себя там, где можно творить добродетели, исполнять заповеди Божии. Там и можно спастись. Но если ты не выше своего греха, то нельзя ждать ничего хорошего. Преподобный показывает примеры падения людей времени Ветхого Завета и примеры пророков, которые говорили, что все беды и несчастья - от того, что они отступают от Бога. Возвращаться к Нему - наше счастье и назначение. Так святой Андрей показал всю историю до Вознесения Господня, даже немного коснулся апостольской жизни. Мы должны не только Великим постом слушать пересказ Священного Писания, но прочитывать его постоянно, углубляясь в него. Многое нам откроется, в том числе - откуда эти бедствия, которые нас посетили".

"Необычно сегодня молиться в пустом храме, - продолжил архипастырь. - Но православный народ Санкт-Петербурга прислушался к голосу Предстоятеля нашей Церкви - Святейшего Патриарха Кирилла. Народ читает канон дома. И в пятницу вечером также дома будет читать акафист Пресвятой Богородице. Такая у нас сейчас обстановка. Если обратим внимание на то, как происходило в истории, когда приходили беды, то увидим, что это было, когда люди теряли связь с Богом, грешили. Но тогда еще у большинства людей было понятие о покаянии. Они понимали, что Бог не может прийти в этот мир, если не покаются. Вся надежда на чудо - чтобы Господь вмешался в ситуацию, в которой оказался мир. Бог же управляет миром. Он его правитель. Он видит и слышит нас. Когда пророк Моисей пришел на гору Синай и услышал, что народ израильский будет наказан, он спросил Бога, зачем Он хочет это сделать. И услышал ответ: "Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему" (Исх. 32:8). Моисей стал просить Господа помиловать народ, и Он внял его молитве. Иногда Господь слышит праведников, они Его умоляют. Помните, Авраам умолял Бога: "Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?" (Быт. 18:24). Господь ответил: "Не истреблю ради десяти" (Быт. 18:32). Оказывается, если в мире нет праведников, то некому предстать перед Богом так, чтобы Он склонил Свою милость к народу. Надо понимать, что Господь все знает. Люди же просто ждут, когда беда прекратится, ждут чуда. Она прекратится, когда мы поменяем свои мысли, изменимся, покаемся, исправимся. Господь хочет всех нас спасти и показывает, что в нынешнем состоянии мира это невозможно. С такими грехами мы не войдем в Царствие Небесное. Ничто нечистое не входит туда. Что нам остается? Покаяться!"

"Мы, верующие, еще знаем, что такое "покаяться", а неверующие вообще не знают, что это такое. Слова "покаяние" для них нет. Поэтому мы должны за них просить Господа. Мы-то знаем свои грехи, давайте хотя бы за всех просить у Бога прощения, как просила преподобная Мария Египетская. Она это делала сорок семь лет в пустыне. Это подвиг, показанный нам. А мы пришли на исповедь, два слова сказали - и все, покаялись. Но это только исповедь. Покаяние же предполагает жизнь совсем другую. Это молитва и милостыня, вещи легкие и понятные. Молитва - когда взор направляем снизу вверх, к Богу. Милостыня - когда наши руки в стороны разведены. Так получается крест. Будем добродетельными и добрыми - Господь нас увидит по этим признакам: оказали кому-то помощь, посетили, напоили, накормили, одели, обули. Будем это делать - значит, в душе поступаем правильно, покаялись, исправились. После покаяния нужно молиться и творить добрые дела. Вот чего Господь от нас ждет. Чем больше добрых дел, тем меньше зла и греха. Тогда Бог сможет присутствовать с нами. А сейчас - не может, Он все видит и слышит, но вы не меняетесь. Чувствуете скорбь, но не хотите каяться. Не хотите - как хотите, только не сможете войти в Царствие Божие. Сейчас все должны это осознать, тогда чудо Божие совершится. Поэтому прошу все духовенство в эти дни молиться, пусть и в пустых храмах, просить за наш город и народ, чтобы Господь простил наши грехи. Если Он простит, то придут помилование и радость, наши улицы снова наполнятся людьми, и мы выйдем в бурлящую жизнь", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось в прямом эфире в группе в социальной сети "ВКонтакте" и на сайте собора.

На 5-й Седмице Великого поста совершается "Мариино стояние" - особое богослужение, при котором сугубо прославляется великая подвижница благочестия - преподобная Мария Египетская. За богослужением полностью читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который уже звучал в храмах по частям на первой седмице поста, а также читается житие и тропарь святой, разделенный на четыре части. Теперь он читается целиком, чтобы вновь возбудить ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в верующих силы и решимость к достойному окончанию Святой Четыредесятницы. Великий канон способен умягчить самую жесточайшую душу и воздвигнуть ее к покаянию, сокрушению и богоугождению. Также и житие преподобной Марии Египетской исполнено великого назидания и умиления. Оно дает утешение согрешившим, показывая неизреченное Божие человеколюбие и милость к человеку кающемуся. Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг 5-й седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.

ИА "Вода живая",
01.04.20

Видео: Мариино стояние в Казанском соборе

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости