Митрополит Варсонофий совершил утреню с чтением канона святого Андрея Критского в Казанском соборе
В среду седмицы 5-й Великого поста, 1 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню с чтением великого канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Был прочитан тропарь преподобной Марии Египетской и житие святой, которое разделялось чтением канона духовенством собора. К концу каждой песни добавлялись тропари преподобной Марии.
Богослужение транслировалось в прямом эфире в группе в социальной сети "ВКонтакте" и на сайте собора.
На 5-й Седмице Великого поста совершается "Мариино стояние" - особое богослужение, при котором сугубо прославляется великая подвижница благочестия - преподобная Мария Египетская. За богослужением полностью читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который уже звучал в храмах по частям на первой седмице поста, а также читается житие и тропарь святой, разделенный на четыре части. Теперь он читается целиком, чтобы вновь возбудить ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в верующих силы и решимость к достойному окончанию Святой Четыредесятницы. Великий канон способен умягчить самую жесточайшую душу и воздвигнуть ее к покаянию, сокрушению и богоугождению. Также и житие преподобной Марии Египетской исполнено великого назидания и умиления. Оно дает утешение согрешившим, показывая неизреченное Божие человеколюбие и милость к человеку кающемуся. Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг 5-й седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.
ИА "Вода живая",
01.04.20
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Был прочитан тропарь преподобной Марии Египетской и житие святой, которое разделялось чтением канона духовенством собора. К концу каждой песни добавлялись тропари преподобной Марии.
"В утешение нам Святая Церковь предложила сегодня услышать еще раз великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а вместе с ним - благодатное житие преподобной Марии Египетской, которое написал святитель Софроний Иерусалимский, - сказал владыка в проповеди. - Святой Андрей вновь раскрыл для нас историю о том, каким прекрасным Бог сотворил мир. Для Своего лучшего творения - человека - Он устроил все: дал прекрасную растительность, животный мир, моря и океаны, в которых много всяких рыб. Господь дал для общения и утешения человеку прирученных животных. Все было для того, чтобы человек совершенствовался и прославлял своего Творца. Но змей-искуситель поверг человека в грех. В него вошел грех, и он пошел другим путем, нежели Господь о нем замышлял. И вместо того, чтобы счастливо жить с Богом, человек был обречен на несчастье жить во грехе без Него. Грех - самое страшное, что есть на свете. Святой Андрей говорит, что нужно бежать из того места, где совершаешь грех, и укоренять себя там, где можно творить добродетели, исполнять заповеди Божии. Там и можно спастись. Но если ты не выше своего греха, то нельзя ждать ничего хорошего. Преподобный показывает примеры падения людей времени Ветхого Завета и примеры пророков, которые говорили, что все беды и несчастья - от того, что они отступают от Бога. Возвращаться к Нему - наше счастье и назначение. Так святой Андрей показал всю историю до Вознесения Господня, даже немного коснулся апостольской жизни. Мы должны не только Великим постом слушать пересказ Священного Писания, но прочитывать его постоянно, углубляясь в него. Многое нам откроется, в том числе - откуда эти бедствия, которые нас посетили".
"Необычно сегодня молиться в пустом храме, - продолжил архипастырь. - Но православный народ Санкт-Петербурга прислушался к голосу Предстоятеля нашей Церкви - Святейшего Патриарха Кирилла. Народ читает канон дома. И в пятницу вечером также дома будет читать акафист Пресвятой Богородице. Такая у нас сейчас обстановка. Если обратим внимание на то, как происходило в истории, когда приходили беды, то увидим, что это было, когда люди теряли связь с Богом, грешили. Но тогда еще у большинства людей было понятие о покаянии. Они понимали, что Бог не может прийти в этот мир, если не покаются. Вся надежда на чудо - чтобы Господь вмешался в ситуацию, в которой оказался мир. Бог же управляет миром. Он его правитель. Он видит и слышит нас. Когда пророк Моисей пришел на гору Синай и услышал, что народ израильский будет наказан, он спросил Бога, зачем Он хочет это сделать. И услышал ответ: "Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему" (Исх. 32:8). Моисей стал просить Господа помиловать народ, и Он внял его молитве. Иногда Господь слышит праведников, они Его умоляют. Помните, Авраам умолял Бога: "Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?" (Быт. 18:24). Господь ответил: "Не истреблю ради десяти" (Быт. 18:32). Оказывается, если в мире нет праведников, то некому предстать перед Богом так, чтобы Он склонил Свою милость к народу. Надо понимать, что Господь все знает. Люди же просто ждут, когда беда прекратится, ждут чуда. Она прекратится, когда мы поменяем свои мысли, изменимся, покаемся, исправимся. Господь хочет всех нас спасти и показывает, что в нынешнем состоянии мира это невозможно. С такими грехами мы не войдем в Царствие Небесное. Ничто нечистое не входит туда. Что нам остается? Покаяться!"
"Мы, верующие, еще знаем, что такое "покаяться", а неверующие вообще не знают, что это такое. Слова "покаяние" для них нет. Поэтому мы должны за них просить Господа. Мы-то знаем свои грехи, давайте хотя бы за всех просить у Бога прощения, как просила преподобная Мария Египетская. Она это делала сорок семь лет в пустыне. Это подвиг, показанный нам. А мы пришли на исповедь, два слова сказали - и все, покаялись. Но это только исповедь. Покаяние же предполагает жизнь совсем другую. Это молитва и милостыня, вещи легкие и понятные. Молитва - когда взор направляем снизу вверх, к Богу. Милостыня - когда наши руки в стороны разведены. Так получается крест. Будем добродетельными и добрыми - Господь нас увидит по этим признакам: оказали кому-то помощь, посетили, напоили, накормили, одели, обули. Будем это делать - значит, в душе поступаем правильно, покаялись, исправились. После покаяния нужно молиться и творить добрые дела. Вот чего Господь от нас ждет. Чем больше добрых дел, тем меньше зла и греха. Тогда Бог сможет присутствовать с нами. А сейчас - не может, Он все видит и слышит, но вы не меняетесь. Чувствуете скорбь, но не хотите каяться. Не хотите - как хотите, только не сможете войти в Царствие Божие. Сейчас все должны это осознать, тогда чудо Божие совершится. Поэтому прошу все духовенство в эти дни молиться, пусть и в пустых храмах, просить за наш город и народ, чтобы Господь простил наши грехи. Если Он простит, то придут помилование и радость, наши улицы снова наполнятся людьми, и мы выйдем в бурлящую жизнь", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось в прямом эфире в группе в социальной сети "ВКонтакте" и на сайте собора.
На 5-й Седмице Великого поста совершается "Мариино стояние" - особое богослужение, при котором сугубо прославляется великая подвижница благочестия - преподобная Мария Египетская. За богослужением полностью читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который уже звучал в храмах по частям на первой седмице поста, а также читается житие и тропарь святой, разделенный на четыре части. Теперь он читается целиком, чтобы вновь возбудить ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в верующих силы и решимость к достойному окончанию Святой Четыредесятницы. Великий канон способен умягчить самую жесточайшую душу и воздвигнуть ее к покаянию, сокрушению и богоугождению. Также и житие преподобной Марии Египетской исполнено великого назидания и умиления. Оно дает утешение согрешившим, показывая неизреченное Божие человеколюбие и милость к человеку кающемуся. Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг 5-й седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.
ИА "Вода живая",
01.04.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей


Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях

4 октября 2025
Прошел вебинар по грантовым конкурсам
...
В беседе приняли участие сотрудники епархиальных отделов и представители приходов храмов Санкт-Петербургской и Выборгской епархий: Казанского кафедрального собора, храма апостола Петра в Веселом поселке, миссионерского отдела, радио митрополии «Град Петров», БФ святого Димитрия Солунского при храме святой Марии Магдалины, Феодоровского собора, отдела по церковной благотворительности Выборгской епархии ... 
12 сентября 2025
"Духовная сила"
...
Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе совершил епископ Выборгский и Приозерский Варнава в сослужении епископов Гатчинского и Лужского Митрофана, Петергофского Силуана, Сарапульского и Можгинского Павла, Нефтекамского и Белебеевского Митрофана, клира собора, духовенства митрополии ...