"Непрестанно молиться"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Софийском соборе
В канун Недели 34-й по Пятидесятнице, 27 января,​ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ совершил Всенощное бдение в​ Вознесенском (Софийском) соборе Царского Села.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель​ протоиерей Геннадий Зверев,​ благочинный​ Пушкинского округа​ протоиерей Никита Зверев, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.​


"Мы завершили Рождественские и Богоявленские праздники, теперь нужно приступать к особым трудам во спасение души, - сказал владыка в проповеди. - Церковь нам приводит в пример угодников Божиих. Каждый день в православном календаре посвящен почитанию какого-либо святого. Сегодня мы празднуем память двух совершенно разных преподобных. Павел Фивейский ради спасения души жил в пустыне десятки лет. А Иоанн Кущник всего девять. В конце третьего века Павел ушел в пустыню и там подвизался долго в пещере, никто о нем не знал. Питался финиками и хлебом, который ему приносил ворон, дружил со львами и никогда из пещеры не выходил. Прожил 113 лет - видите, как люди жили, спасаясь Святым Духом - без аптек и врачей. В то же время жил в Фиваидской пустыне и преподобный Антоний Великий. Однажды ему пришла мысль, что он больше всех подвизается. Тогда Господь сказал ему идти вглубь пустыни и в пещере найти человека. Он так и поступил, нашел человека, одетого в пальмовые листья. Его одежда давно истлела. Они приветствовали друг друга по имени. Павел открыл Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить себя. Он прожил 91 год в пустыне в одиночестве, ни с кем не общаясь, кроме Бога. Антоний вернулся в обитель, взял мантию, чтобы в ней похоронить Павла. Два льва, согласно житию, вырыли ему могилу. Так закончилась жизнь святого, который подвизался в непрестанной молитве".

"Преподобный Иоанн родился в богатой семье в Константинополе, - продолжил архипастырь. - Однажды мимо их дома проходил инок из монастыря Неусыпающих, остановился и рассказал, что идет в Иерусалим поклониться святыням. Иоанн упросил его после возвращения взять с собой в монастырь, чтобы оставить суетный мир и служить Христу. Так и исполнилось, Иоанн тайно покинул дом, взяв с собой Евангелие - подарок родителей. Ему было 16 лет, когда он пришел в обитель и стал подвизаться. Игумен совершил его постриг. Прошло шесть лет, и юноша сказал, что хочет увидеть родителей, вернуться домой. Его отпустили. Вместо монашеских одежд Иоанн надел нищенское рубище и подошел к дому. Он не хотел, чтобы родители признали в нем сына. Вышел работник, стал прогонять его. Но отец сказал, чтобы нищего не трогали. Иоанн поселился у ворот родительского дома в куще (отсюда и прозвание его - Кущник). Родители посылали ему пищу со своего стола как милостыню Христа ради. Три года прожил он в куще, терпя голод, холод и зной. Когда ему исполнилось 25 лет, Господь явился ему и сказал, что забирает его к себе. Тогда Иоанн признался родителям, что он их сын. Вот такие два святых: один прожил 113 лет, другой - 25, и оба спаслись. Общее между ними - непрестанная молитва. Она дана каждому. Даже если мы не можем нести дела милосердия и другие подвиги, то молиться все можем".

"Надо непрестанно молиться, как делал Христос. Видя это, ученики просили Его научить их молиться Отцу Небесному. И Господь дал им молитву "Отче наш". Апостол Павел тоже непрестанно молился, потому что понял: только так можно стяжать благодать. Преподобный Серафим Саровский говорил, что молитвой, как лжицей, надо черпать благодать, цель нашей жизни - соединение с Богом. Это возможно только благодатью, по-другому никак. Нужна непрестанная молитва. Как мы молимся? Бывает - рассеянно, бывает - вообще не молимся. Значит, молитва не доходит до Бога и не приносит нам благодати. Мы должны посмотреть, есть в нас благодать или нет, в каких случаях она приходит, и от чего уходит. Без благодати мы с Богом не соединимся. Душа похожа на храм и нуждается в благодати. Храмы украшают иконами, чтобы там больше ощущалась благодать Святого Духа. Душу тоже надо украшать: иконы в ней - это мир, любовь, радость, милосердие, долготерпение, кротость. Если они в нас есть, значит, мы стяжаем благодать. Плоды Духа Святого в нас появляются, если сердце очищено, нет грехов, страстей и пороков. А как непрестанно очищать сердце для благодати Божией? Есть пример одного подвижника, который рассказал ученикам: "Я делаю в день восемь корзин. Продаю их, средства от шести корзин идут на содержание моей кельи, а две корзины отдаю двум нищим. Поэтому когда сплю, за меня молится один нищий, а когда ем - другой. А когда не сплю и не ем, сам молюсь. Получается непрестанная молитва". Вот так надо жить. Таких примеров, которые нам под силу, можно найти много. Главное - подвизаться, трудиться. До Великого поста еще полтора месяца, но скоро начнутся подготовительные недели, и надо уделить особое внимание душе. Нам предписан постоянный подвиг, духовный труд. Желаю вам помощи Божией в заботах о вечном спасении", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона Рождества Христова.

Верующим раздали иконки Божией Матери "Панагия Сумела".

Софийский лейб-гвардии гусарского полка собор Вознесения Господня был построен в 1789 году по проекту Чарлза Камерона при участии Ивана Старова. Освящен в присутствии императрицы Екатерины II. Колокольня была возведена в 1904 году по проекту Леонтия Бенуа. В советское время храм был закрыт, в годы войны пострадал. Молитвенная жизнь возродилась в нем в 1989 году. Собор был повторно освящен 17 мая 1999 года.

ИА "Вода живая",
27.01.24