Проблемы духовности обсудили на саммите психологов

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов прошел 2-4 июня в институте практической психологии "Иматон". В его рамках состоялись награждение победителей и лауреатов XX конкурса "Золотая Психея", мастер-классы, лекции, "круглые столы". Организатор - интернет-издание "Психологическая газета". В работе форума приняли участие православные психологи.

Дискуссию "Духовность. Цифра. Куда уводят тренды?" открыл профессор МГУ, сотрудник Московского православного института святого Иоанна Богослова Борис Братусь. По его словам, духовность - то, что отличает людей от животных, собственно, делает нас людьми. Без слова "душа" язык не может обойтись: например, нельзя сказать про счастливых супругов, что они живут "психика в психику", а можно только "душа в душу". Духовность имеет отношение не только к религии, но и к морали: "Двойственность человека, синтез материи и души, сложно определить объективно, ведь она делает его поведение непредсказуемым. Но идея адаптивности к миру включает понимание опасности окружающей среды, которая рождена "человеческим фактором". Мы доверяем наши жизни людям за штурвалом самолета, за рулем машины, людям, в руках которых ключи от бомб. И должны быть уверены не только в их психическом здоровье, но и в нравственности. Всем, кто занимается наукой о психике человека, стоит поднять глаза вверх и обратиться к понятию души и духовности".

В дискуссии приняли участие профессор РГПУ Елена Николаева, глава Санкт-Петербургского психологического сообщества профессор Александр Асмолов, профессор СПбГУ Наталья Гришина.  
 
Лейтмотивом мастер-класса христианского психолога, сотрудника МГУ, старшего преподавателя РПУ святого Иоанна Богослова Наталии Ининой стал вопрос десакрализации общества.


"Обращаясь к антропологическим исследованиям, можно сказать, что древний человек ощущал мир духовный "более реальным", нежели мир реальный. В его сознании материальный мир был лишь тенью мира духовного. Иными словами, психология древнего человека была развернута в сторону духовного бытия, которое являлось для него опорой. Такой человек назывался homo religiosus - человек религиозный", - отметила она.

В эпоху Возрождения образ Бога в сознании человека уступил место научным открытиям и техническим достижениям. Блез Паскаль воспринимает бытие человека как затерянность "в глухом углу, в чулане Вселенной": перед человеком разверзается вселенная, он теряет высшую опору и остается наедине с самим собой. В эпоху Просвещения идеи безбожия становятся доступны всем слоям населения. Таким образом, "человеку нерелигиозному" всего триста лет. Итог такого изменения сознания - "схлопывание" двух миров, духовного и материального, на фоне чего происходит расщепление психики человека на сознательное и бессознательное: базовая потребность человека в духовном вытесняется в бессознательное. Наталия Инина подчеркнула, что, хотя при работе с клиентами она не касается темы религии, многие люди интуитивно начинают искать Бога.

В мастер-классе принял участие председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев. Он отметил, что данный опыт будет ему полезен как психологу и как священнику в работе с кризисными семьями.

ИА "Вода живая",
04.06.19