Речь при наречении во епископа архимандрита Маркелла (Ветрова)

В этот знаменательный для меня день я со смирением и трепетом предстою пред Всемогущем Богом и Святой Церковью, приемля Его и Вашу святую волю, выбравшую меня во епископа достославного града Петергофа с послушанием митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!

В этот знаменательный для меня день я со смирением и трепетом предстою пред Всемогущем Богом и Святой Церковью, приемля Его и Вашу святую волю, выбравшую меня во епископа достославного града Петергофа с послушанием митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Всемерно сознавая, что всё ещё недостаточно потрудился над собой и мало послужил своей Матери Русской Православной Церкви, я, вспоминая слова крайнего пророка Ветхого Завета и друга Христова Иоанна Крестителя о том, что Господь силен восставить Себе служителей и из камней пустыни, с покорностью и надеждой на всемощную помощь благодати Божией, принимаю этот нелёгкий крест служения и прошу Ваших святых молитв.

Всем беспокойным эпохам, в том числе и той, которую мы переживаем с середины прошлого века, свойственно сближать умы, содействовать диалогу между труждаюшимися и мыслителями всех направлений и привлекать внимание людей больше к тому, что их соединяет, чем к тому, что их разделяет.

Эта встреча умов и сердец составляет огромное благо для человечества.

Тем не менее, будет глубоко ошибочным, если христианин, проявляя готовность понимать других и ведя себя примирительно, забудет о своем собственном православном мировоззрении, его многообразии и национальном величии.

Впадение в ложный "иренизм" - в примиренчество - было бы плохой услугой как делу Веры, так и делу гуманизма, поскольку нивелировка всегда означает обеднение.

Ибо, лишь уповая на всеукрепляющую Благодать Святого Духа, на живое учение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы можем созидать всю полноту пастырского служения.

Ваше Святейшество, уже на протяжении многих лет Вы являетесь примером такого служения, питаемого незыблемостью Слова Христова. В своем Первосвятительском служении Вы черпаете духовные силы в Источнике Жизни, питавшем апостолов, свидетелей Христовых.

Будучи их преемником в наши дни, Вы являетесь для всех ярким примером подлинного Первосвятительства, отдавая опыт, все силы и здоровье в качестве аргументов Евангельской Истины, которой посвятили свою жизнь на благо Церкви, Отечеству и народу.

Ваша мудрость и справедливость снискали заслуженное уважение в гражданском обществе и всеобщее почитание верных чад Русской Православной Церкви.

Санкт-Петербургская епархия, как страница Вашей архипастырской деятельности, дает все возможности для размышления, молитвы, созидания, служения, воспитания будущих служителей Церкви. Ныне, достойное и чуткое руководство Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира, позволяет клиру и мирянам нести в жизнь свой долг миссии Церкви Христовой в данном регионе. Сознавая степень ответственности, со смирением и духовным трепетом выражаю благодарность Его Высокопреосвященству за оказанное доверие быть помощником на новом для меня служебном поприще.

С юных лет, посещая Псково-Печерский монастырь, проникался я любовью к монашескому подвигу, пребывая вблизи святынь и вникая в трепетные, проникнутые аскетизмом молитвы монашеской братии. Господь судил мне быть свидетелем беззаветного служения приснопамятного митрополита Никодима, для которого церковь деревенского прихода Российской провинции и Церковь Вселенская были в одинаковой и неразделимой степени проявлением Богочеловеческого единения в любви. Ибо там, где он совершал Божественную Евхаристию и причащался истинного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, был для него рай и момент реального присутствия Царствия Божия на земле. Этот неисчерпаемый опыт благодатной жизни навсегда остался в моём сердце и целил мои немощи в самые сложные минуты жизни. И в этот чрезвычайно трудный и безмерно ответственный для меня день, хочется воскликнуть словами святителя Илария Пиктавийского: "Господи, сохрани же в неприкосновенности мою благоговейную веру и даруй мне прояснение о знании моем, дабы я твёрдо хранил обретённое и блюл исповедание символа веры в возрождение мое". Но главное для епископа даже не собственное спасение, а служение во спасение того стада Христова, которое он получает в духовное водительство от Бога. "Пусть будет угоднее небу, чтобы вы спаслись, - восклицает святой Иоанн Златоуст в своей пламенной проповеди, - а я был обвинён в дурном исполнении своего долга, вместо того, чтобы я увидел вас погибающими...". Для него не важно было, сколько человек слушает его поучения и, с каким вниманием, ведь Христос проповедовал одной самарянке, да и вода бежит из источника вне зависимости от того, сколько людей из него черпают. И всё же святитель помнит об ответственности проповедника за конечный результат своих поучений: "Проповедуй этому народу и, если он не отверзет ушей, ты сам не будешь безвинен".

В этой связи служение епископа в сегодняшнем мире представляется мне особенно сложным, ибо человек как бы раскалывается в своей жизни между Преданием Церкви и современной практикой общественной жизни. Церковь не может быть изъята из этого мира, но она и не должна в этом мире раствориться, смирившись с его грехами и безверием. Церковь должна прорастать в этом мире среди буйного цветения плевел, должна остаться способной осолить этот мир вкусом духовной реальности Небесного Иерусалима. Епископ носитель Благодати апостольской, образ верным. Ему, через Тимофея напоминает апостол Павел: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины".(2 Тим. 2,15). Он же, в другом послании даёт и совет, как этого достичь: "Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя". (1 Тим. 4, 16). Всё остальное дело спасающей Благодати Божией, но за этим кратким увещанием апостола вся человеческая жизнь, без остатка Ибо епископ - это тот, кого Господь посылает в мир подобно тому, как Отец посылает в мир Своего Единородного Сына. Здесь не остаётся места для другой жизни ни в не себя, ни внутри себя. Ради дела спасения хотя бы не многих - нужно сораспяться Христу. Со Христом умереть за паству свою, чтобы иметь надежду и на воскресение с Ним.

Потому, возлюбленные и богомудрые иерархи хочется обратиться к Вам со словами молитвы из последования погребения: "Прошу всех и молю, непрестанно о мне молитеся Христу Богу, ...да вчинит мя, идеже свет животный". Умереть для этого суетного мира, чтобы отблески невечернего света Небесного Царствия коснулись человеческих сердец - это и есть дело епископа Церкви, чтобы этим Божественным светом всеисцеляющей благодати пастырь добрый мог поделиться с теми, кого поручает Господь его попечению. Помолитесь же отцы всечестные, чтобы все труды мои были во славу Божию и во благо Церкви Христовой. Аминь.