Фотовыставка о храме в Висбадене открылась в Петропавловской крепости

Выставка "Вдали от России. Храм-усыпальница великой княгини Елизаветы Михайловны в Висбадене" открылась 10 апреля в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.

Организаторы - Государственный музей истории Санкт-Петербурга и общественная организация HERUS (Висбаден), развивающая культурные связи Германии с Россией. В открытии участвовали сопредседатель этого общества, праправнучка Александра Пушкина и правнучка императора Александра II Клотильда фон Ринтелен, директор городского архива Висбадена Бригитте Штрайх, архитектор Вильгельм Вюрц и консул по культуре генконсульства ФРГ в Санкт-Петербурге Пьетро Мерло.

Основа экспозиции - фотографии Михаила Лебедя, запечатлевшие церковь святой Елисаветы в Висбадене - усыпальницу великой княгини Елизаветы Михайловны, супруги герцога Адольфа Нассауского. Снимки были сделаны для альбома, посвященного русской церкви в Висбадене, изданного на русском и немецком языках. В редактировании текстов участвовал архиепископ Берлинский и Германский Марк.

На фотографиях храм запечатлен снаружи и внутри, есть изображения фрагментов декоративного убранства, иконостас, мраморное надгробие великой княгини. Дополняют экспозицию снимки, запечатлевшие последнюю реставрацию храма.

В Петропавловском соборе были возложены цветы к надгробиям родителей и сестер великой княгини Елизаветы Михайловны, а также императора Александра II, 200-летие со дня рождения которого отмечается в апреле.

Куратор выставки и автор текстов альбома старший научный сотрудник ГМИ СПб Марина Вершевская рассказала, что в Висбадене в прежние времена церковь праведной Елисаветы называли греческой капеллой, потому что православие считалось "греческой верой", и по сей день на немецких указателях в скобках присутствует это название. Церковь стала главной достопримечательностью Висбадена, ее изображают на открытках с видами города.

Куратор упомянула о людях и событиях, связавших Висбаден с Санкт-Петербургом. Например, старшая сестра герцога Адольфа Нассауского Терезия вышла замуж за принца Ольденбургского и жила на набережной Невы в особняке принцев Ольденбургских, где сейчас находится Университет культуры и искусств. А за младшего брата герцога Нассауского, принца Николауса, впоследствии вышла замуж младшая дочь Александра Пушкина Наталья. Она была прихожанкой храма святой Елисаветы, в нем венчалась ее старшая дочь от первого брака.

Помимо вдовца инициатором строительства храма была мать великой княгини Елизаветы Михайловны, великая княгиня Елена Павловна. Именно по ее настоянию храм в Висбадене был построен в русском стиле, она была инициатором поездки архитектора Филиппа Хофмана в Россию для ознакомления с русской церковной архитектурой.

"Санкт-Петербург Хофмана не впечатлил, поскольку там он не нашел, по вполне понятным причинам, старинных русских храмов, а вот Москвой он был восхищен, писал о своих впечатлениях в превосходных степенях. Тем не менее, окончательная постройка во многом напоминает не допетровские храмы, а творения Константина Тона", - заметила Марина Вершевская.

В оформлении интерьеров принимали участие лучшие немецкие мастера. Единственным русским мастером, приглашенным для этой работы, был художник Тимофей Нефф, автор большинства икон Исаакиевского собора. Петербуржцы без труда увидят сходство образов святых апостолов Петра и Павла в церкви Висбадена и в Исаакиевском соборе: для Висбадена мастер создал авторские списки. Повторял композицию в Исаакии и алтарный витраж с изображением Спасителя, но он не сохранился до наших дней.

Особый интерес представляет мраморное надгробие великой княгини Елизаветы Михайловны, созданное Эмилем Хопфгартеном, и не только из-за его художественных достоинств, но и из-за связей с русской культурой: сохранились воспоминания писателя Николая Греча, видевшего в мастерской скульптора это надгробие.

Храм был освящен в 1855 году протоиереем Иоанном Янышевым, впоследствии - духовником царской семьи. На следующий день гробы Елизаветы Михайловны и ее ребенка перенесли в крипту храма. На освящении присутствовал поэт Петр Вяземский, который посвятил этому событию стихотворение. Великая княгиня Елена Павловна не смогла в то время приехать в Висбаден, но для нее было изготовлено погрудное изображение Елизаветы Михайловны - реплика надгробия. Оно хранится в Эрмитаже. В храме есть помещение, которое называлось "кабинет герцога". Это комната, куда герцог мог прийти, чтобы печалиться, вспоминать умершую супругу.

Одна из глав альбома посвящена прежней и нынешней церковной жизни храма праведной Елисаветы. В XIX веке, когда приход был немногочисленным, пришлось привлекать немецких певчих для пения в хоре. Сохранились ноты с "транскрипцией" для них текстов песнопений: это слова по-церковнославянски, написанные латинскими буквами. На одной из архивных фотографий запечатлен протоиерей Павел Адамантов, который умер в 90-летнем возрасте.

В Великокняжеской усыпальнице находятся надгробные плиты великого князя Кирилла Владимировича и его супруги Виктории Феодоровны, прах которых был перенесен из Кобурга в 1995 году. Супругов отпевал в свое время протоиерей Павел Адамантов в висбаденском храме.

Елизавета Михайловна (1826-1845) - дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка императора Павла I, племянница императора Николая I - в 1844 году вышла замуж за герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского. В 18 лет она скончалась при родах вместе с новорожденной дочерью. Над их могилой был воздвигнут православный храм. Церковь святой Елисаветы была построена в Висбадене в 1855 году.

Выставка продлится до 1 июля.

ИА "Вода живая",
10.04.18


Видео: На территории Петропавловской крепости - открылась выставка фотографий

Упоминания в новостях

Все новости