В рамках Покровских академических чтений с 12 по 14 октября в Академии художеств прошла выставка современной церковной вышивки "Возвращение к истокам. Воспоминание о Музее древнерусского искусства Академии художеств". Параллельно cостоялась конференция "Древнерусское шитье - история и современность". С докладами выступили специалисты в области древнерусского искусства, реставраторы и мастера церковного шитья.
Молебен на открытии выставки отслужил настоятель храма великомученицы Екатерины в Академии художеств, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры архимандрит Александр (Федоров).
"Мы стали свидетелями уникального события: традиция Покровских чтений органично соединилась с Академией художеств, - сказал он. - В конце ХХ - начале XXI века произошло возрождение традиций церковного шитья, которое в Синодальный период находилось в упадке. Глядя на эти выдающиеся произведения, мы можем вспомнить о том, что по сути этот труд - жертвенный: именно такое значение придавали в Древней Руси мастерицы, нередко знатного происхождения, делая вклады в храмы и монастыри. Часто можно услышать: "Зачем Церкви все эти красоты? Можно же проще!" Да, можно проще, но важен именно жертвенный аспект: люди приносят плоды нелегкого труда в храмы Божии, украшая святыню. Вспомним, что послы великого князя Владимира в Константинополе были поражены именно красотой православного богослужения, и для них это было свидетельством пребывания Господа с греческим народом, от которого наши предки переняли истинную веру. Свидетельство присутствия Божия через красоту продолжается, и мы это видим сегодня. Хорошо, что открывается не только выставка, но и конференция, сочетается и интеллектуальный труд, и труд художественный, и, конечно, молитва, которая всему этому придает реальный смысл".
Один из организаторов выставки - Константино-Еленинский монастырь, при котором работает мастерская "Покров". Настоятельница игумения Илариона (Феоктистова) обратилась к пришедшим на церемонию открытия: "Все нуждаются в корнях, все ищут эти корни. А где искать? Только в Церкви Христовой, потому что Церковь на землю низводит Вечность. Наши истоки всегда с нами, мы всегда можем к ним припасть, они никогда не оскудевает. Это напрямую связано с тем, что мы здесь видим: церковное искусство и питается от этих истоков. Церковное шитье - это древняя традиция, а с другой стороны - это нечто новое, потому что творчество - это всегда взгляд в будущее. В истории остается то, что опережает свое время. В XIX веке был расцвет женского монашества. Когда начались гонения, именно монахини стали хранительницами церковных традиций, церковного искусства. Из закрытых монастырей они перешли в мир и хранили некоторые навыки. Традиция передавалась - и духовное делание, и внешнее умение. И теперь народ возвращает в монастыри то, что было "посеяно" в ХХ веке. Это плод и духовного подвига наших новомучеников: многие занимались церковной вышивкой. Например, государыня Александра Феодоровна, преподобномученица Елизавета Феодоровна, священномученик Афанасий (Сахаров), составитель службы русским святым, умел и любил вышивать, подвижник последнего времени схиархимандрит Иоанн (Маслов) также занимался изготовлением церковных облачений. Современное церковное шитье - уже не просто народная традиция, а научная деятельность, теоретическая и практическая".
На выставке представлены высокохудожественные предметы, созданные стараниями наших современниц из ведущих мастерских России, - плащаницы, покровы, хоругви, воздухи, облачения и пелены, выполненные в традициях древнерусского шитья. Представлены также реконструированные московские костюмы второй половины XVII столетия, выполненные студией традиционного костюма "Русские начала". Среди петербургских участников - мастерские "Покров" и "Убрус", золотошвейные мастерские Феодоровского собора, арт-студия Ярослава Стародубцева, также работающая при Фоеодоровском соборе.
В конференция приняли участие более 30 докладчиков.
Среди петербургских участников - руководитель золотошвейной мастерской "Убрус" Елена Катасонова - она выступила с сообщением "Живописный стиль в новгородском шитье XV века", посвященном сравнительному анализу памятников древнерусского церковного шитья из ММК, ГТГ, ГРМ и других хранилищ. А выступление профессора Академии художеств кандидата искусствоведения Нины Кутейниковой было посвящено истории мастерской "Убрус". О мастерской "Покров", уже упомянутой выше, рассказала ее руководитель кандидат искусствоведения директор научного архива РАХ Вера Казарина. Заведующий швейной мастерской Александро-Невской лавры Андрей Коваленко рассказал о принципах изготовления современного церковного облачения. Доклад научного сотрудника архива РАХ Алины Ивановой "Опыт создания церковного облачения на основе исторических образцов" был посвящен мастерской Ярослава Стародубцева.
"Академия художеств создавалась для подготовки мастеров религиозной живописи, - подчеркнула руководитель мастерской "Покров" Вера Казарина в беседе с корреспондентом ИА "Вода живая". - В советское время традиция была прервана, даже память об этом была уничтожена, и последствия этого мы видим сейчас: "художество" понимается исключительно как самовыражение, в искусстве под влиянием постмодернизма происходит расчеловечивание. Этой выставкой мы отдаем дань памяти выдающемуся собирателю Василию Прохорову, который в конце XIX столетия создал в Академии художеств музей древнерусского искусства. Он собрал уникальную коллекцию икон, шитья, народных костюмов. Более тридцати предметов из его коллекции хранятся в ГРМ. Для современной Академии художеств искусство церковного шитья как бы не существовало, благодаря выставке и конференции произошло возвращение к истокам. Церковное шитье - своеобразная "золушка" церковного искусства: все ценят и знают архитектуру, иконопись, богослужебную музыку, а шитье рассматривается как "дамское рукоделие". Тем не менее это - литургическое искусство, для которого необходим высокий уровень - как технический, так и богословский".
Выставка вызвала большой интерес среди преподавателей и студентов академии. Искусство церковного шитья в Санкт-Петербурге находится на высоком уровне, несмотря на то, что здесь, в отличие от Москвы, нет вузов, обучающих соответствующих специалистов.
ИА "Вода живая",
14.10.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура