Открылась выставка "Библия Гутенберга. Книги Нового времени"

В Государственном Эрмитаже 8 декабря открылась выставка "Библия Гутенберга. Книги Нового времени". Центральным экспонатом стала 42-строчная Библия Иоанна Гутенберга из собрания Российской государственной библиотеки (РГБ). Это первая крупноформатная книга была напечатана в Майнце (Германия) в 1454 году, и с нее началась история книгопечатания. Два тома Библии на латинском языке были отпечатаны на пергаменте и вручную украшены многоцветными бордюрами и иллюстрациями - всего 282 миниатюрами.

Помимо этого представлено более ста ранних печатных книг и рукописей из фондов Государственного Эрмитажа и Российской государственной библиотеки. Это ранние немецкие переводы Библии, издания Библии Мартина Лютера, в том числе с его автографами, его памфлеты, словари и учебники, романы и популярная литература для чтения - басни Эзопа, роман об Александре Македонском, произведение Боккаччо "О знаменитых женщинах". Также на выставке представлены первые путеводители, например, "Паломничество в Святую землю" Бернхарда фон Брейденбаха; гербарии с описанием растений, животных и минералов; книги по астрономии, среди них - издание "Императорской астрономии" Петера Апиана, по архитектуре - труды Витрувия, Себастьяно Серлио и Андреа Палладио, а также военному делу.

Уникальным экспонатом, сохранившемся в мире в единственном экземпляре, является индульгенция в пользу борьбы против турок. Интерес вызывает печатная продукция того времени, предназначавшаяся для повседневных нужд, например, книги о средствах от чумы или о выведении пятен и окрашивании тканей. Эти недорогие издания и листовки использовались интенсивно, их не берегли и не сохраняли, до сегодняшнего дня они дошли случайно и являются редчайшими свидетельствами эпохи.

Куратор выставки, научный сотрудник музея Светлана Мурашкина отметила, что важный раздел выставки занимает то, что связано с переводами Библии и эпохой Реформации.


"В конце XV века появляются переводы Библии на немецкий язык. В 1517 году выступает Мартин Лютер, с которого начался "пожар" Реформации, охвативший всю Европу. Это было первым примером того, насколько мощным может быть печатное слово. Когда Лютер опубликовал свои 95 тезисов и прибил список на дверях церкви - это был призыв к богословскому спору. Но он сразу же отправляет их в печать, и если 50 лет назад о них никто бы не узнал, кроме узкого академического круга, то теперь они известны всей Европе. Когда начинается жесткое противостояние между папой Римским и Мартином Лютером, последний пишет письмо папе, оно еще не дошло до папы, но благодаря печати уже известно в Европе. Каждый шаг Лютера сопровождается публичностью. Он находит очень точную форму, как донести свои мысли до огромного количества людей, - издает тонкие памфлеты по 12-16 страниц, которые разлетались с невероятной скоростью. Благодаря возникновению печати происходит удивительный момент, когда человек, не выходя из своей кельи, становится властителем умов во всей Европе. В наше время мы переживаем процесс, сходный с тем, что случилось в XV веке, - происходит информационная революция, печатную книгу заменяет Интернет. Информация распространяется с безумной скоростью, мы за ней не поспеваем. Этого же самого боялись люди в конце XV - начале XVI века. Как им проверить информацию, как за ней уследить? Актуальность выставки в том, что сейчас перед человечеством встают те же вопросы - быстрота распространения информации и власть печатного слова", - сказала куратор.

В эпоху раннего книгопечатания создаются и унифицируются новые виды шрифтов, появляются титульный лист, нумерация страниц, возникает черно-белая эстетика книжной иллюстрации. В создании книжной иллюстрации начинают принимать участие крупнейшие мастера, среди которых был и Альбрехт Дюрер. "Рукописная книга титульных листов не знала, это изобретение печати. Перед издателями возникла задача, как продать книги, ведь их много, и читателю надо сориентироваться разнообразии продукции. Поэтому большую роль приобретает титульный лист, на нем не только указано название книги, но и расхваливаются ее достоинства, иногда есть краткое содержание. Титульными лист проходит эволюцию и быстро приобретает тот вид, который мы сегодня знаем", - пояснила Светлана Мурашкина.

Автор концепции выставки, заместитель генерального директора РГБ Наталья Самойленко рассказала об одном из экспонатов - поэме, написанной по заказу императора Максимилиана I в стиле средневекового рыцарского романа в 1519 году: "Император решил оставить память о себе при помощи романа о смелом благородным рыцаре, который едет свататься к богатой принцессе. В книге отражается его личная история взаимоотношений с невестой. Специально для этого издания придворные поэты написали текст и создали шрифт, лучшие граверы украсили гравюрами каждую страницу. Когда книга была напечатана, ее тираж император приказал положить в гроб, который сопровождал его при переездах. Он написал завещание, чтобы после его смерти из гроба достали тираж книги и распространили по всему миру, таким образом именно в книге как таковой он видел свое бессмертие. Это своеобразный памятник эпохи, свидетельствующий, что люди начали понимать значение книгопечатания".

Выставка продлится до 13 марта 2022 года.

ИА "Вода живая",
08.12.21