Прошла лекция о святом Александре Невском

Лекция о святом Александре Невском прошла 4 апреля в Святодуховском центре в рамках мероприятий, посвященных 300-летию перенесения его мощей в Санкт-Петербург. Профессор, проректор РГПУ Роман Соколов сосредоточился на восприятии великого князя современниками после его смерти, а также на сюжете перенесения его мощей в Санкт-Петербург и установлении этого события как церковно-государственного праздника.

"Интерес к Александру Невскому в последние годы усиливается. Большую роль в этом сыграли проект "Имя России" 2008 года и широко отмечавшееся 800-летие со дня рождения князя. Вышло много литературы. В частности, хотел бы отметить книгу Дмитрия Мироненко об иконографии князя", - сказал историк.

Он напомнил, что Александр Невский обрел статус местночтимого святого сразу по кончине. Его общерусское прославление совершилось в 1547 году. Церковное почитание князя совпало с его восприятием как одного из символов русского государства. На новый уровень эта составляющая была вынесена в петровскую эпоху.

Петра Великий прекрасно знал о жизни Александра Невского, читал русские летописи, в частности, Лицевой летописный свод, житие князя. Одним из главных дел жизни царя была Северная война со шведами за выход на Балтику. Он понимал, что для победы в ней недостаточно военной силы, нужно идеологическое обеспечение, укрепление духа воинства и общества. Ведущую роль в этом должен был сыграть великий князь, который ранее бил того же врага на той же земле.

Основывая новую столицу, царь постарался, чтобы она отвечала требованиям европейского города. Но Санкт-Петербург в то же время - русский город, и было решено основать в нем монастырь в честь святого Александра Невского, который должен был стать небесным покровителем города.

Перенесение мощей не состоялось в 1713 году, когда в Невском монастыре была освящена первая церковь - это считается датой основания обители. Полтавская победа, битва при Лесной праздновались широко. Но в 1713 году было еще далеко до окончания Северной войны. Долгожданный мир подписали лишь 30 августа (ст.ст.) 1721 года. Петр сразу задумался о совмещении этого светского праздника с церковным, тогда ему и пришла мысль о перенесении мощей.

Новшеств в этом плане Петр не вводил. Примеры перенесения мощей святых, появление в связи с этим новых дней памяти есть в истории Церкви. Описание перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского,  в 1652 году стало образцом для церемонии, связанной со святым Александром Невским.

Для подготовки во Владимир ездил настоятель Александро-Невского монастыря архиепископ Феодосий (Яновский). Мощи хотели перевозить на носилках - лектике, но дороги этого не позволили, и раку переносили на руках. Выделяли "ношатых" людей из местных сел. Из Владимира процессия двинулась 11 августа 1723 года. Путешествие было тяжелым. 19 сентября 1723 года мощи оказались в Шлиссельбурге. Раку перевезли в крепость Орешек и на год оставили в одном из храмов Шлиссельбурга (доподлинно неизвестно, в каком именно).

15 июня 1724 года последовал указ об изображении на иконах святого Александра Невского в светских, а не монашеских одеждах. Историк подчеркнул, что это не было новшеством, придуманным императором: святого Александра Невского писали на иконах в княжеских одеждах и раньше.

30 августа 1724 года мощи, наконец, оказались в Александро-Невской церкви Невского монастыря. Для императора это стало венцом его долгих усилий - возвращение Приневья, основание великолепного города, дарование ему сильного небесного покровителя.

В перенесении мощей важная роль была отведена флоту. Финальный отрезок пути святыню перевозили на галере: первые сановники империи сидели на веслах, сам Петр стоял у руля. В акватории Невы вместе с встречающими кораблями находился и царский ботик, с которого начался отсчет истории русского флота.

Обер-иеромонах флота, насельник Невского монастыря, будущий епископ Рязанский Гавриил (Бужинский) написал службу святому. В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях.

30 августа был установлен еще один день памяти благоверному князю, а один из главных приближенных царя, светлейший князь Александр Меншиков, впервые 31 августа 1724 года с размахом отметил свои именины.

Екатерина I, продолжая начинания мужа, учредила в 1725 году орден святого Александра Невского. После нее императором стал внук Петра Великого, Петр II, сын осужденного за измену царевича Алексея. В службе авторства Гавриила (Бужинского) содержалась благодарность за победу над "злоковарными мятежниками", среди которых был и отец нового императора. После воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была запрещена, а день его памяти - 30 августа - отменен.

Праздник в день перенесения мощей восстановила императрица Анна Иоанновна. Почитание святого усилилось в XIX веке, когда три российских царя были названы Александрами в честь благоверного князя.

Александр Невский скончался в Городце Нижегородской области (одно время ошибочно считалось, что в Городце Мещерском, современном Касимове), процессия с его телом проходила через Боголюбово. Путь во Владимир занял девять дней.

Освидетельствования святыни произошли в 1917 и в 1922 годах. Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином (Казанским). Посторонние предметы из ковчега изъяли, кости сложили в кипарисовый ларец для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт освидетельствования хранился в областном госархиве Выборга и был введен в научный оборот в 2021 году.

Второе вскрытие раки произвели в 1922 году советские власти. Была поставлена задача доказать подложность мощей. Эксперт, профессор Первого медицинского университета Георгий Шор установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку.

Вскоре после вскрытия раки было начато дело митрополита Вениамина (Казанского). Манипуляции с попытками доказать подложность мощей планировалось использовать против него. Однако следов подлога не выявили. Следователь по особо важным делам Кузьмин собирает вторую медэкспертизу во главе с профессором Первого медицинского Федором Чистовичем. В заключении было указано, что обломок берцовой кости принадлежит другому человеку. Вскоре в Эрмитаже прошла антирелигиозная выставка, где в описании мощей Александра Невского присутствует баранья кость. Сведения о святыне обрастали заведомо ложной информацией.

В итоге рака и серебряная гробница поступили в Эрмитаж, сотрудники которого спасли реликвии от уничтожения. Ларец с мощами оказался в Музее истории религии и атеизма.

Важным документом, введенным в научный оборот в 2021 году, стала записка о горении мощей во Владимире в XVII веке. Она находилась в ковчеге со святыней и была зафиксирована в 1917-м и в 1922 годах. После последнего вскрытия раки записку сфотографировали для экспертизы, которая установила ее подлинность. В ней сообщалось, что в 1681 году после церковного пожара, когда погорели все иконы, кости святого были собраны и сохранены. Оригинал записки не вложили в ящик с мощами при передаче в антирелигиозный музей, она считалась утраченной.

Долгое время записку не искали, поскольку история мощей не интересовала советскую науку. В постсоветскую эпоху вопрос приобрел актуальность. Фотографии этой бумаги сохранились в архиве Библиотеки РАН. В 2021 году при подготовке выставки к 800-летию со дня рождения князя в областном госархиве Выборга ее оригинал был найден в уголовном деле о вскрытии мощей. Исторический источник был опубликован при участии Романа Соколова и директора архива Юлии Крипатовой.

Раку с мощами вскрыли 12 мая 1922 года. Через два года, 12 мая, начался процесс по делу ленинградских судебных работников. Была осуждена банда из представителей силовых структур, которые заводили уголовные дела на нэпманов или за деньги их прекращали. Следователь Кузьмин проходил как осужденный и был расстрелян с более чем двадцатью участниками банды.

ИА "Вода живая",
04.04.24


Упоминания в новостях

Все новости