Решение о возвращении Исаакиевского собора Русской православной церкви вызвало живую реакцию у петербуржцев. Корреспондент "Интересанта" поговорила сегодня со многими известными в городе людьми. Абсолютное большинство поддерживает принятое решение.
Владимир Бортко, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по культуре, кинорежиссер:
- Решение совершенно правильное. Спрашивается, Исаакиевский собор строили как главный собор России или как демонстрационную площадку для маятника Фуко? Как собор, не правда ли? Вполне логично, чтобы он и действовал в том качестве, в каком его создавали. Определенные музейные функции при этом Исаакиевский собор будет сохранять. Так что я поддерживаю передачу Русской православной церкви этой жемчужины архитектуры и не разделяю позиции тех, кто нагнетает обстановку вокруг этого вопроса.
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
- Свершившееся я считаю событием вселенского значения. Единая ортодоксальная православная церковь мира вскоре в свое духовное кольцо встроит даже не бриллиант, а смысловой идеологический камень. Гениальное творение Огюста Монферрана - это именно то, чего не хватало нашему православию. Уверен, что собор такой красоты привлечет не только тех, кто верит, но и тех, кто еще сомневается. И каждый в своем сердце найдет Бога.
Алексей Талащук, народный художник России:
- Насколько известно, передача Русской Православной Церкви Исаакиевского собора происходит на условиях, когда он станет объектом двойного назначения: и музеем, и храмом. В принципе, понятно, что Исаакий строился как собор и должен им и быть. Но сегодня время другое. Мне кажется, достигнутый компромисс вполне приемлем как переход к следующему периоду. Резкие движения вызывают острую реакцию. На мой взгляд, принятое взвешенное решение позволяет избежать напряженности и устроит всех.
Владимир Малышев, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
- Замечательное событие! Слава Богу, что это наконец произошло! Огорчают только вопли небольшой группки людей, протестующих против принятого решения. Они думают, что выступают от имени всех петербуржцев, но это не соответствует действительности. Определенные круги подняли крик, что у города отбирают Исаакиевский собор. Это нелепо: никто собор не отбирал, он как стоял, так и будет стоять.
Сегодня мы разговаривали с известным писателем Николаем Коняевым, который возглавляет Православное общество писателей Санкт-Петербурга. Он сказал очень важную вещь: Исаакиевский собор не просто собор, а собор царской семьи, символ династии Романовых, символ России. Такая святыня должна быть в святых руках. И еще. На фронтоне Исаакиевского собора начертаны слова: "Храм мой храм молитвы наречется". Про музей там не написано ничего. Как не радоваться тому, что собор вновь будет соответствовать своему истинному предназначению, станет таким, каким его задумали и создали наши предки!
Владимир Кутузов, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета:
- То, что в Исаакиевском соборе службы идут регулярно, - уже хорошо. И правильно, что город пошел еще дальше, навстречу Русской православной церкви. Здесь требуется деликатность, чтобы не нанести урона ничьему авторитету, в том числе авторитету Петербурга как туристической столицы. При этом нельзя не признать, что долги надо отдавать. Государство в свое время насильно взяло себе собор - пришла пора вернуть. Это станет правильным шагом.
У нас на территории ЛЭТИ тоже есть церковь - Преображенский собор. Это уникальное явление русского зодчества - единственный не взорванный храм классика архитектуры Константина Тона. Многие росписи в нем принадлежат кисти Брюллова. В тридцатые годы церковь собирались взорвать, но институт отстоял здание и стал использовать его под лабораторию. Восемь лет назад мы обратились в епархию и вернули Русской православной церкви этот храм. Такое решение принял ученый совет. Сейчас там совершаются службы. Трое наших выпускников стали священнослужителями, один из них - кандидат технических наук. Хотя церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны - у нее сшибли купола - она действует, студенты ее посещают. А ведь с нас, педагогов, никто не снимал задачи воспитывать студентов в духе патриотизма и нормальной морали.
Юлия Стрижак, директор театра "Мюзик-холл":
- Поддерживаю решение петербургских властей о передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви, потому что, честно говоря, ни у кого не могу получить ответ на вопрос, музеем чего является Исаакий. Собор - культовое сооружение, он должен служить тем целям, ради которых он был построен. А музейная составляющая не пропадет. Примеры использования соборов одновременно и как церкви, и как музея широко распространены во всем мире. Если такая система будет сохранена (а судя по всему, именно так и будет), сложится удобная схема посещения Исаакия и для прихожан, и для экскурсантов всех конфессий.
Наум Синдаловский, историк, исследователь петербургского городского фольклора:
- Я давно говорю, что вообще всё, что было когда-то реквизировано, то есть отобрано незаконно, должно быть возвращено владельцам. Я говорю не только об Исаакиевском соборе, но и о многом другом. Те, кто сегодня кричит: "Не отдадим!" - показывают, что не готовы расстаться с чужой, не принадлежащей им, собственностью. Если следовать их логике, говоря честно и грубо, получается: то, что когда-то украли, - уже не его, и возвращать не нужно. Если возникают вопросы, надо разговаривать, договариваться, а не заходиться в криках.
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал "Интересант"