Ежегодные Бражниковские чтения завершились 12 октября концертом в Феодоровском соборе. Приветственное слово ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия зачитал настоятель протоиерей Александр Сорокин. В нем отмечено, что чтения, названные в честь основоположника русской музыкальной медиевистики, стали заметным событием в музыкальной жизни России: "Для нас ценно то, что на протяжении многих лет Санкт-Петербургская консерватория плодотворно сотрудничает с Церковью в деле сохранения и возрождения духовных и культурных традиций России".
Настоятель добавил, что Феодоровский собор действует сравнительно недавно - несколько лет с тех пор, как его возродили после десятилетий забвения. Немаловажную часть служения храма помимо прямого назначения - молитвы и богослужений - составляют события, связанные с духовной культурой, в том числе концерты церковного пения.
Перед слушателями выступил исполнитель сербского церковно-певческого наследия педагог псалто-певческой школы в Белграде Никола Попмихайлов в сопровождении певчих русско-византийского хора "Пахомий Логофет". Прозвучали святогорский распев устной традиции "Богородице Дево, радуйся", стихира-славник Великой Пятницы "Совлекоша с мене ризы моя", а также стих из праздничного песнопения "Богородице Дево", которое поется на афонских Всенощных, длящихся всю ночь. Отцы-святогорцы из Великой лавры свидетельствуют, что подобные песнопения "возвышают ум к созерцанию", поддерживая братию в Иисусовой молитве.
Ансамбль "Ключ разумения" под управлением Натальи Мосягиной исполнил "Алилуйя" в двух распевах по древнерусским певческим рукописям, причастный стих "Хватите Господа с небес", песнопения из чина венчания в авторской обработке.
Еще один гость из Сербии - основатель и руководитель женского хора "Святая Кассиана" Весна-Сара Пено исполнила византийский традиционный распев "Взбранной воеводе", единый для греческой и сербской Церквей, византийский распев братии Ковельского монастыря "Тропарь святому Савве Сербскому" и другие песнопения.
Мужской певческий ансамбль "Путь" под управлением Андрея Фофонова восстанавливает утраченную манеру исполнения монодии и раннего русского многоголосия, строчного и демественного, которое вышло из употребления в Русской Церкви в начале XVIII века. В исполнении хора прозвучали воинский стих знаменного распева "Приидите, вси рустии собори", 50-й псалом, стихира-славник на Преображение "Поят Христос Петра, Иакова и Иоанна" и демественное многоголосие "Приидите поклонимся".
В исполнении ансамбля древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории "Знамение" под руководством Татьяны Швец прозвучали песнопения западнорусской и северорусской монастырских традиций.
Как рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" Никола Попмихайлов, уникальность византийской певческой традиции в том, что она не ограничилась территорией Византии и с ее падением не завершилась, а продолжается в других государствах. Лучше всего эта певческая культура сохранилась на Афоне. Византийская музыка в святогорской традиции - одноголосная мелодия, без гармонии, потому что служба всегда должна быть неизменной, независимо от того, один человек поет или хор. Такое исполнение, по признанию музыканта, вызывает особое молитвенное состояние.
ИА "Вода живая",
12.10.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
30 июня 2024
Вышел журнал "Вода живая" за июль-август
... Материал Наталии Щукиной "Церковь не уничтожить росчерком пера" посвящен книге историка Арсения Соколова "Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)", которая была представлена в духовно-просветительском центре Феодоровского собора 10 марта нынешнего года ...