В рамках празднования 1030-летия Крещения Руси в соборе Феодоровской иконы Божией Матери 26 июля представлена книга протоиерея Константина Костромина "Князь Владимир и истоки русской церковной традиции. Этюды об эпохе принятия Русью христианства".
Собравшихся приветствовал настоятель собора протоиерей Александр Сорокин.
Отец Константин рассказал, что поводом написания книги стало отмечаемое в 2015 году 1000-летие преставление святого князя Владимира и 1000-летие гибели страстотерпцев князей Бориса и Глеба, поэтому включает статьи на темы Крещения Руси и жития святых Бориса и Глеба. Задача книги - разгадать огромную загадку, описать историю Церкви эпохи князя Владимира. До сих пор в науке описывались детали самого Крещения Руси, но не история Церкви, родившейся в результате этого события.
"События ранней истории Русской Церкви достоверно известно нам только с последних годов жизни Ярослава Мудрого, - отметил автор. - Историки, которые пытаются восполнить пробел, двигаются по одному шаблону: описывается языческая Русь, в которой родился князь Владимир, затем политическая конъюнктура, комментируются источники о крещении самого князя Владимира. Самих источников при этом не так много - византийские авторы и "Повесть временных лет".
Принято считать, что после Крещения духовенство приехало на Русь из Византии, однако в "Повести временных лет" говорится только о "попах корсунских" - города, который был взят князем Владимиром, - и "попах царицыных" - так называемая дипломатическая миссия, приехавшая с новой царицей Анной. Священник предполагает, что духовенство Русской Церкви в начале ее существования - это уже упомянутое херсонесское духовенство, кроме этого, болгарское - на это указывает тот факт, что большинство богослужебных книг происходят из района Охрида, города на территории между современной Болгарией и Македонией, - и даже латинское, пришедшее из Польши. Естественно, постепенно начинает появляться русское. В результате "отсева" Русь покинуло сначала латинское духовенство, затем болгарское.
Князь Владимир при организации церковной жизни ориентировался, как выяснилось, на опыт Франкского королевства: введенная им практика десятины была неизвестна в Византии, а учредил ее Карл Великий.
На формирование церковной жизни в странах, принявших христианство, например, в Болгарии, сербских княжествах, Польше, уходило 30-40 лет. Русь не была исключением. Но интересно, насколько быстро у русского народа сформировалось христианское мировоззрение: об этом свидетельствует повсеместное почитание святых благоверных князей Бориса и Глеба и, как следствие, появления целого ряда памятников о них. "Так среагировать могло только уже созревшее христианское сознание", - отметил отец Константин.
Протоиерей Константин Костромин - кандидат богословия, кандидат исторических наук, преподаватель СПбДА.
ИА "Вода живая",
26.07.2018
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых Санкт-Петербургская духовная академия протоиерей Александр Владимирович Сорокин протоиерей Константин Александрович Костромин 2015 год - в 2015 году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного ... 28 июля - день Крещения Руси
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
30 июня 2024
Вышел журнал "Вода живая" за июль-август
... Материал Наталии Щукиной "Церковь не уничтожить росчерком пера" посвящен книге историка Арсения Соколова "Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)", которая была представлена в духовно-просветительском центре Феодоровского собора 10 марта нынешнего года ...