По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в состав делегации Московского Патриархата вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС иерей Алексий Дикарев и сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор богословия Евгений Пилипенко. В качестве экспертов со стороны Русской Церкви в собеседованиях приняли участие профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и преподаватель СПбДА протоиерей Владимир Хулап. Немецкую епископскую конференцию представляли епископ Магдебургский Герхард Файге, викарный епископ Лимбурга Томас Лёр, викарный епископ Хильдесхайма Николаус Швердтфегер, директор Института Иоганна Адама Мелера доктор Йоханнес Эльдеманн, профессор Эрфуртского университета доктор Йозеф Фрейтаг, профессор Института теологии и мира в Гамбурге доктор Генрих-Герхард Юстенхофен. В качестве экспертов с немецкой стороны выступают профессора Томас Зёдинг (Университет Бохума) и Урсула Нотелле-Вильдофойер (Фрайбургский университет).
Собеседования начались с приветствий сопредседателей - архиепископа Феофана и епископа Герхарда Файге. Владыка Феофан подчеркнул, что цель встречи - взгляд на проблемы брака и семьи в пастырском аспекте. Гость из Германии отметил, что семья и брак - важная тема, и в Католической Церкви по инициативе Папы Римского Франциска проведены несколько опросов верующих, кроме того, состоялись два Синода на темы семьи. "Эта тема ставит перед нами вызовы, и ответы на вопросы мы должны искать в контексте любви и истины". Оба сопредседателя подчеркнули важность встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, состоявшейся 12 февраля на Кубе.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), выступая с сообщением "Новый Завет о браке и семье", подчеркнул, что места в Новом Завете, где упоминается о браке и семье, систематизировать трудно, попытки создать общую новозаветную систему взглядов на брак грешат произвольностью. По мысли докладчика, "тексты разных авторов и разных преданий больше похожи на пение разных птиц в весеннем саду": птицы не пользуются единой партитурой, их голоса невозможно "гармонизировать", но их пение мы слышим как прекрасное и одухотворенное. Каждая птица сидит на своей ветке и поет по-своему, ибо Дух дышит, где хочет" (Ин. 3:8). Анализируя высказывания Спасителя, приводимые в синоптических Евангелиях, докладчик пришел к выводу, что брак (как, собственно, и все связанное с Законом Моисеевым) - необходимость исключительно "века сего", а слова Спасителя - "не от мира сего", и не надо рассматривать их как юридическую норму: их цель не в обустройстве этого мира, но единение человека с Богом. Христос освятил брак как богоугодное и радостное учреждение.
В докладе профессора Томаса Зёдинга "Брак и семья в свете Евангелия. Требования, предъявляемые в проповеди Иисуса и в жизни ранней Церкви" речь шла о христианском понимании брака и эволюции этого понимания вплоть до наших дней. Докладчик определяет брак как "пожизненный союз мужчины и женщины в любви Божией", подчеркивая, что представление о христианском браке как моногамном экстраполируется на верность христианина Богу: "Моногамия соответствует монотеизму". Основным отличием от прошлых веков, которое христианство привнесло в брак, явилось рассмотрение брака как добровольного союза: "Брак - не судьба, а выбор, он не может быть навязан семьей, родными, как в традиционных обществах". Христианство, отменив разницу между "эллином и иудеем, рабом и свободным" (Кол. 3:11), сняло вопрос о власти мужа над женой, принятой в патриархальной семье: мужья любят жен, подражая Христу, любящему Свою Церковь. Выбор между браком и безбрачием - главный момент, решающий судьбу человека. Новый Завет подталкивает к теологическим размышлениям о браке и семье. Вера становится действенной благодаря любви.
В дискуссии обсуждалась разница между православным и католическим взглядами на некоторые аспекты брака. Общий вывод: главный принцип в пастырской практике - это принцип икономии.
Протоиерей Владимир Хулап в докладе "Семья как "малая Церковь": некоторые аспекты православного богословия брака" процитировал "Совместное заявление" Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, подписанное в феврале этого года в Гаване: "Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости". Брак - это зеркало большинства проблем современности, считает отец Владимир: растет число разводов, неполных семей, родители сознательно отказываются от рождения детей. Но именно семья и брак будут определять будущее как христианства, так и всей цивилизации. Отец Владимир также коснулся некоторых аспектов православного богословия брака. Оно ярко отражено в святоотеческой мысли. Святой Иоанн Златоуст называет христианский брак "малой церковью", а святой Климент Александрийский - "малым царством", предвосхищающим полноту Царства Божия. "В христианском браке супруги призваны к достижению и осуществлению кинонии - не просто потенциальной, но реальной связи христианина с Богом и ближним в полноте обновленной жизни, - отметил он. - Поэтому христианские супруги соединяются в "единую плоть" (Быт. 2:24), в том числе и на высшем уровне метафизического единения - в качестве семьи становясь "причастниками Божественного естества" (2 Петр. 1:4). Был освещен взгляд современного православного богословия на тему брака. В частности, один из самых крупных богословов нашего времени Павел Евдокимов пишет: "Брак восстанавливает изначальную природу человека, а супружеское "мы" предвосхищает и предызображает "мы" не той или иной конкретной пары, но мужского и женского начала в их целостности, Адама восстановленного и исполненного в Царстве".
Доклад профессора Йозефа Фрайтага "Понимание брака в Католической Церкви: ретроспектива исторического догматического развития в свете современности" ответил на вопрос, что именно называется браком как в Церкви, так и в светском обществе. Под воздействием различных политических и социальных факторов обряд заключения брака носил изначально юридический характер, чтобы, публично засвидетельствованный, он мог защитить прежде всего права женщины. С течением времени решение о вступлении в брак перешло от родителей и клана к самим брачующимся, поэтому главным критерием стало их свободное взаимное согласие. В XVII-XVIII веках секулярные браки приобретают тот же статус, что и церковные. Сейчас в Германии можно заключить церковный брак, не регистрируя его в органах ЗАГС. Докладчик заметил, что Восточная и Западная Церкви едины с точки зрения догматики: брак - это взаимный союз, благословленный Богом. Также был затронут вопрос брака и безбрачия, монашества, аскезы, уделено внимание рождению детей как цели брака, сформулированной на Втором Ватиканском Соборе.
После заседания его участники отправились в собор Феодоровской иконы Божией Матери. Настоятель протоиерей Александр Сорокин провел экскурсию по нижнему и верхнему храму. Клирик храмам иерей Кирилл Киселев с матушкой Людмилой рассказал о семейном служении общины. Уже около пяти лет несколько раз в году приход вместе с французской католической общиной "Chemin Neuf" устраивает выезды для семейных пар, где у них есть возможность открыть новый смысл пребывания в браке.
После этого гости были приглашены в храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", где состоялись встреча с настоятелем протоиереем Вячеславом Хариновым и ужин. Отец Вячеслав рассказал гостям о своем опыте служения, связанного с трудами по обустройству захоронений солдат Второй Мировой войны.
Собеседования закончились заседанием 16 июня. В Портретном зале епархиального управления епископ Бобруйский и Быховский Серафим прочел доклад "Христианский брак в свете вызовов современности", затронув проблемы развода, полового воспитания молодежи, однополых браков, влияния СМИ на представление молодых людей о семье.
Темой доклада профессора Урсулы Нотелле-Вильдфойер стала "Семья и семейная политика в Западной Европе: общественная реальность - политические идеалы - христианские и социально-этические перспективы".
После заседания епископ Кронштадский Назарий от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия принял участников встречи в Трапезном зале Александро-Невской лавры. Во время посещения Никольского кладбища была отслужена краткая лития у могилы митрополита Никодима (Ротова). Епископ Магдебургский Герхард Файге с членами немецкой делегации также прочел молитву у могилы хорошо им известного богослова и церковного деятеля. В некрополе лавры гости посетили могилы Федора Достоевского, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, первого священномученика Петрограда протоиерея Петра Скипетрова.
Состоялось посещение петербургских духовных школ. Гости увидели храм и главную святыню СПбДА - икону Знамения Божией Матери, подаренную царю Алексею Михайловичу Константинопольским Патриархом Афанасием в 1653 году, побывали в профессорской и учебной аудиториях, познакомились с фондами библиотеки, имеющей крупнейшее в России собрание богословской литературы. За ужином гостей приветствовал ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией, начатые в 1986 году, после длительного перерыва были возобновлены в 2009 году в Вельтенбурге (Германия). Тогда прошли VI собеседования, посвященные проблемам христианской антропологии. В 2011 году в Москве состоялись VII собеседования на тему христианского понимания прав и достоинства человека. В 2013 году в Магдебурге (Германия) прошли VIII собеседования на тему "Кризис ценностей - миф или реальность? Христианские ценности в современном обществе".
ИА "Вода живая",
15-16.06.16