В рамках VI научной конференции "Религия и власть" в Музее истории религии 13 июня прошел "круглый стол" на тему "Поместный Собор 1917-1918 годов: упущенные возможности". Ее вели ученый секретарь Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина и старший научный сотрудник ГМИР Александр Буров.
Заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов рассказал об условиях созыва Собора, который был бы невозможен без новой формы государственности, появившейся в стране.
Он привел слова архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова), будущего новомученика, сказанные в марте 1917-го: "Мы в лице Временного правительства имеем вполне законную власть, которой Государь передал свои права, мы должны подчиняться ему". Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), глава монархистов, также признавал Временное правительство законным и призывал паству к повиновению ему. Архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), монархист по убеждениям, впоследствии митрополит Петроградский и священномученик, писал: "Милостью Божией народное восстание обошлось без жертв. Государственное устройство перешло к новому правительству. Русская революция оказалась самой короткой и бескровной. Долг каждого - поддержать новую власть, чтобы Временное правительство могло скорее приступить к созыву Учредительного Собрания". "Все это говорит о глубоком разочаровании в существовавшей ранее форме правления", - подытожил отец Георгий и отметил, что чаяния свободы для Церкви были велики.
По мысли отца Георгия, в рамках Поместного Собора можно говорить о совместной работе Церкви и Временного правительства. В частности, Временным правительством был принят закон о свободе совести, который был поддержан Синодом. Закон не означал отделения Церкви от государства, что сделали потом большевики. Временное правительство и Собор были солидарны в других вопросах - например, в том, чтобы оставить преподавание Закона Божия в школе.
"Они объединились, чтобы дать свободу Церкви, но оба были обречены, - сказал отец Георгий. - Упущенные возможности заключаются в том, что лучшие представители русского общества, Церкви и государственности были готовы принять принципы свободы, а основное большинство русского народа от этой свободы отшатнулось. Мы и сейчас видим, что свобода не нужна ни Церкви, ни в Церкви, ни в обществе, ни в государстве. Это главная трагедия нашей истории. Для меня свобода немыслима без Христа, и раз нам не нужна свобода, нам не нужен Христос".
Доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ Дмитрий Головушкин отметил, что от Собора многие ждали уврачевания раскола в обществе и в Церкви, обострившегося в предреволюционные годы, но ожидания оказались напрасными.
Председатель Общества любителей церковной истории иерей Илия Соловьев (Москва) отметил: "Собор не дал русской Церкви внятной церковной конституции. Все было направлено на существование свободной Церкви в свободном государстве, а ни того, ни другого не было до Собора, тем более - после". После октябрьского переворота ни о какой свободе Церкви говорить не приходится.
На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов были рассмотрены важнейшие вопросы жизни Церкви и общества, а процесс его подготовки был связан с критическим пересмотром ее деятельности. Наиболее известное деяние Собора - восстановление патриаршества.
ИА "Вода живая",
13.06.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Государственный Музей Истории Религии (ГМИР)
190000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Почтамтская ул, 14/5Упоминания в новостях
1 декабря 2025
Открылся фестиваль "Невский благовест"
...
Специальными призами Императорского монетного двора были награждены создатели фестиваля - епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, руководитель фестиваля Раиса Евдокимова, президент Музея истории религии Любовь Мусиенко, президент фестиваля народный артист России Николай Буров, глава администрации Фрунзенского района Константин Серов ...
18 октября 2025
Представлена выставка "Нам теперь открыты ваши имена"

