Открылась выставка Виктора Татаренко

Выставка художника Виктора Татаренко, приуроченная к празднику Пасхи, открылась 20 апреля в галерее авангарда "Док Арт". Названием стали слова апостола Павла "Все являемое свет есть…" (Еф. 5:13), и мастер своим творчеством действительно являет свет.

Виктор Татаренко - живописец, график, монументалист, наиболее известен как создатель мозаичных образов. Представлены фотографии этих работ и их фрагментов. Среди них - икона Божией Матери "Неопалимая Купина" для одноименного храма в Сосновом Бору, образ Илии Пророка для Ильинского скита Пюхтинского Успенского монастыря в Эстонии, икона Богородицы "Пюхтицкая" для самой обители, образы "Огненное восхождение Илии Пророка" для Ильинского храма в Васкнарве (Эстония), Спаса Нерукотворного над входом в Феодоровский собор в честь 300-летия Дома Романовых и другие. Многие образы выполнены в мозаичной технике впервые в истории. На слайд-шоу можно увидеть мозаики непосредственно на храмах.

"В живописи Виктора Татаренко - сочетание монументальности и трепетного отношения, не случайно один из частых мотивов - пламя свечи. Мы видим в этих работах Божественный свет, который художник смог поймать на свою кисточку, и верим в то, что Свет победит тьму. Искусство и есть Божественный свет. Монументальность работ мастера строится на вере в Бога, вечные истины и всепобеждающую силу Духа", - отметила директор галереи Елена Григорьянц.

Среди живописных работ немало пейзажей - видов храмов и монастырей. Есть и философские работы, в которых осмысляется тема веры - например, картина "Белая ворона", отсылающая к теме Небесного света, а очертания гигантской птицы напоминают Распятие. В картине "Храмы России" художник изображает храмы на осколках стеклышек или плиток, напоминая о трагедии, произошедшей с Русской Церковью в прошлом веке. Но основное настроение работ Виктора Татаренко - радость о Господе. На многих картинах присутствуют горящие свечи, причем это именно церковные свечи; их пламя напоминает то почки вербы, то золотых рыбок.

Художник поделился воспоминаниями о годах учебы в Мухинском училище (сейчас - Академия имени Александра Штиглица). В советское время разрешалось изображать храмы, но... без крестов. Если на картине был крест, ее не брали ни на одну выставку, а если автор еще учился, у него такую работу преподаватели не принимали. Рассказал он и о работе над мозаиками в храме иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Сосновом Бору. Храм этот построен в конструктивистском стиле и в плане представляет собой эмблему радиационной опасности - напоминание, что в городе энергетиков находится ЛАЭС. Форма храма необычная, никак не удавалось разработать устраивающий всех проект оформления. Мастер оказался шестым художником, которому предложили за это взяться. На выставке представлен фрагмент фасадной мозаики - сюжет о Моисее, увидевшем горящий и не сгорающий куст, в котором ему явился Бог (Исх 3:2).

Выставка открыта до 14 мая. Вход свободный. Адрес - Уральская ул., 2.

ИА "Вода живая",
20.04.23