Лекция о русском богослужебном пении прошла в Казанском соборе

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель Петропавловского храма в Шуваловском парке игумен Силуан (Туманов) 26 декабря в лектории Казанского собора прочитал лекцию "О богослужебном пении Русской Православной Церкви от князя Владимира до наших дней".

Лекция о русском богослужебном пении прошла в Казанском соборе

Это было последнее в уходящем году мероприятие лектория, посвященное 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира

P1264739.JPG

Отец Силуан рассказал об основных этапах становления богослужебного пения на Руси, представив слушателям множество аудиоиллюстраций. "Необходимо понимать, что богослужебное пение - это не фон для молитвы, тем более - не развлечение, - сказал лектор. - В первые века христианства, в теории и сегодня, богослужебное пение - это прежде всего текст христианских святых, выражение их личного молитвенного опыта, принятого Церковью как образец для подражания. Но в настоящее время, к сожалению, господствует мнение, что первична мелодия, а в текст подавляющее число прихожан даже не вслушивается". 

С первых веков христианства богослужебное пение было направлено на максимальное донесение смысла текста до молящегося в храме слушателя. Поэтому пение было преимущественно унисонным, одному слогу, как правило, соответствовали одна-две ноты, а музыкальные длинноты направляли сознание слушателя к экстатическому пониманию церковных истин. Именно такое пение было принесено на Русь в Х веке при князе Владимире. 

Игумен Силуан напомнил, что неизвестно, как именно звучало богослужебное пение в Древней Руси: был ли это византийский напев с церковнославянским текстом, либо это было заимствование из богослужебной практики славянской Охридской архиепископии, либо что-то принципиально новое, чего не было в других культурах. Но общеизвестно, что постепенно, в течение нескольких веков, на Руси возникает уникальное знаменное, или крюковое, пение - записанное знаками (знаменами) и подразумевающее, что певчий изначально был хорошо знаком с тем или иным записанным этими знаменами мотивом. По сравнению с византийскими распевами знаменное пение звучало более строго: в нем было меньше восточных мотивов, меньше различных украшений звука (мелизмов). Мелодия в нем была вспомогательна и анонимна, т.е. не содержала никакого личностного начала, это была мелодия Церкви, основу этого пения, как уже говорилось, составлял молитвенный текст. И украшения этого пения не носят характер "развлечения" стоящих в храме людей, а имеют дидактическое значение.

Начиная примерно с XVIII века, культура России попадает под влияние Запада и наступают необратимые изменения в богослужебной музыке. Богослужебное пение перестает восприниматься как исключительная прерогатива богослужения, а представляется отдельным от церковного опыта культурным феноменом. Если ранее церковные мелодии писались людьми, живущими и служащими в Церкви, то теперь музыку пишут композиторы, специализирующиеся в основном на светском творчестве - например, Дмитрий Бортнянский (1751-1825), более того, они не всегда члены Православной Церкви - вспомним, например, католиков Джузеппе Сарти и Бальдассаре Галуппи, музыка которых до сих пор исполняется за православным богослужением. 

С XIX века музыку к богослужению сочиняют даже композиторы, которых нельзя назвать практикующими христианами: Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. "Мы привыкли считать произведения русских композиторов-классиков неким эталоном духовной музыки, - сказал отец Силуан. - Но, как только узнаешь историю их написания, возникает много вопросов. Так, например, Сергей Васильевич Рахманинов, прежде чем писать свою музыку к Литургии, обращался за текстом не в ближайший храм, не к Священному Синоду, а к друзьям-композиторам. Очевидно, он не был "добуквенно" знаком с церковнославянским текстом, что свидетельствует о довольно малой его церковности, но не умаляет его гениальности…" 

Начиная с XVIII века, богослужебное пение перестает быть исключительно достоянием Церкви, и на внешние его формы оказывают большое влияние стили светской музыки. Песнопения перестают быть одноголосными, выражающими настроение молящихся в храме "едиными усты и единым сердцем". Голоса в хоре вокально подражают разным музыкальным инструментам. Композитор сочиняет мелодию, исходя из своего личного вкуса и опыта, зачастую весьма далекого от церковно-аскетического опыта православия. 

Игумен Силуан уделил особое внимание эпохе романтизма. Эта эпоха характеризуется усилением личностного начала. Слушателю предлагаются глубоко интимные, сокровенные чувства композитора. В церковном пении подчеркивается личностный характер отношений человека и Бога, а мелодическая структура песнопений приближается к песенной. При этом нельзя забывать, что в подавляющем большинстве храмов Русской Православной Церкви за богослужением пел не многоголосный хор, а один дьячок по одноголосным нотным сборникам, утвержденным Святейшим Синодом. В эту эпоху, по словам лектора, оживают монастырские хоры, возрождаются старинные монастырские напевы. 

С 70-80-х годов XIX века начинается движение русского национального возрождения, "русского стиля" - это время стремления к корням, но стремление это было во многом стремлением к стилизации. "Никто не знает, каким именно было пение на Руси, и композиторы - не исключение. В силу своих представлений о русском народном творчестве они пытались обращаться к древним мотивам. Но по большому счету - это их фантазии. Поэтому у разных композиторов эти напевы звучали совершенно по-разному", - пояснил лектор.

"В настоящий момент в богослужебном пении господствует эклектика - смешение стилей. Причем это можно наблюдать в пределах одного клироса и даже одного богослужения", - отметил отец Силуан, подчеркнув, что он не вправе давать моральную оценку происходящему - "хорошо" это или "плохо". "Важно помнить, что музыка не должна мешать человеку молиться в храме. Она не должна подменять молитву эмоциональным состоянием. Опасность состоит в том, что человек может долгие годы воспринимать какую-то эмоцию как молитву - и даже не замечать, как становится в храме не столько молитвенником, сколько слушателем… Православие - это религия преображения. На протяжении многих веков наша вера вбирала в себя лучшее и преображала. Наша религия может не ограничиваться какой-то одной формой культуры - мир православия много шире и глубже. Но при этом важно не забывать о главной цели - о Том, к Кому ты приходишь в храм, о единении вокруг евхаристической Чаши. Этому и служит православное богослужебное пение".

ИА "Вода живая",
26.12.15