Просветительские концерты "Крещенские вечера" состоялись в четвертый раз 23 и 24 января в Большом концертном зале "Октябрьский".
В этом году "Крещенские вечера" посвящены православной певческой культуре Сербии и Грузии. Концерты организованы фестивалем "Академия православной музыки" при поддержке фонда "Общество возрождения художественной Руси 1915". Концерты "Крещенские вечера" возрождают русскую историческую традицию - посвящать культурные события важным датам православного календаря.
С пастырским словом к присутствующим обратился настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории протоиерей Виталий Головатенко, который поздравил всех с праздником Крещения Господня.
"В эти праздничные дни невольно задаешься вопросом, в чем же заключается суть январских праздников. Слово "праздник" имеет корень "праздный", "порожний", то есть пустой - день, пустой от будничных дел. Этот день предназначен для размышления, молитвы, внутреннего делания. В эти праздничные дни Церковь предлагает поразмыслить над тем, что произошло, почему беспредельный вечный Бог стал человеком. Чтобы плодотворно поразмыслить над этим, надо откатиться назад, в доисторический эон, и вспомнить момент грехопадения, точнее - грехоотпадения наших далеких прародителей от Бога. Господь создал человека свободным мыслящим существом, а не послушной куклой-марионеткой. Эта свобода позволила сатане приблизиться к человеку и человеку прислушаться к сатане. Сатана сказал ему: "Будете как боги". И человеку захотелось стать Богом. В этом не было ничего незапрограммированного Богом, поскольку человек стремится к Богу и стремится к полноте бытия. Весь вопрос только в том, как этого достичь. Богом было предусмотрено свободное и постепенное приближение, преображение, а потом и обожение человеческой природы. Но человек предпочел более легкий путь. И это явилось первородным грехом, грехом не только непослушания, но и желания самообожения. Вот причина грехоотпадения человека. И когда на Предвечном Совете Пресвятой Троицы было решено, что в случае добровольного отпадения человек уйдет "на страну далече" Господь воплотится, станет одним из нас для нашего же спасения. Вот почему было необходимо, чтобы родился человек без первородного греха. Без чуда это было невозможно. И чудо произошло в древнем Вифлееме - воплотился Бог, родившись от Девы, то есть девственницы, без мужского семени, то есть без первородного греха. Это не было актом творения, это было актом рождения от Девы нового существа - полноценного Человека, который, тем не менее, оставался и Богом. Он стал совершенным Человеком для того, чтобы спасти нас. И в Крещение, в момент погружения в воды Иордана, Он принял на Себя все грехи мира. Он был единственным безгрешным, кому не было нужды в очищении в водах Иордана, и поэтому все грехи мира Он взял на Себя. И уже как простой человек предстал перед сатаной в пустыне иудейской. Сатана внушал Ему легкие пути, но Христос отражал эти атаки доступным каждому простому человеку способом - он вспоминал Священное Писание: "Не хлебом единым жив человек", "Не искушай Господа Бога твоего". И когда сатана наконец предложил Ему простую сделку: поклониться ему, чтобы легко завоевать весь мир - то, за чем сюда пришел, - Христос отверг это: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Таким образом размышляя - не только о Боге, но и о себе и своем месте в этом мире, - мы сегодня предлагаем вам послушать песнопения Сербской Православной Церкви", - заключил отец Виталий.
Новый сезон фестиваля открылся выступлением всемирно известной сербской певицы Дивны Любоевич и хора "Мелоди".
Дивна Любоевич исполнила старинные праздничные сербские и византийские церковные песнопения, сербскую духовную музыку и национальные песни, сочинения русских композиторов: Александра Кастальского, Николая Кедрова и Павла Чеснокова.
Концертную программу украсили великолепные художественные видеодекорации, съемки для которых осуществлялись в уникальных интерьерах сербских монастырей Жича и Студеница. Перед зрителями предстал видеоряд чудесных византийских фресок и мозаик, а также древнейших сохранившихся произведений христианского монументального искусства - мозаики храма Равенны VI века, храма Сицилии XII века, мозаики кафедрального собора города Чефалу, мозаики Палатинской капеллы Норманнского дворца в Палермо.
Дивна Любоевич с десяти лет изучала церковное пение в белградском монастыре Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Окончила Музыкальную академию в Нови-Саде, и в 1988 году дебютировала в качестве руководителя хора "Mokranjao". В 1989-1991 годах - дирижер Первого белградского хорового общества, в 1997 году основала хор в церкви святого Саввы в Париже. Сегодня Дивна Любоевич выступает вместе с хором "Мелоди", названным в честь святого Романа Сладкопевца (по-сербски Roman Melod), который создала в 1991 году при Введенском монастыре в Белграде. Обширный репертуар хора включает православные песнопения: от ранних византийских, сербских, болгарских и русских распевов до произведений современных авторов: сербских композиторов Стевана Мокраняца, Стевана Христича, Воислава Илича. Также "Мелоди" представляет оригинальные исполнительские интерпретации русской богослужебной певческой традиции: Александра Архангельского, Николая Кедрова, Павла Чеснокова, Михаила Ипполитова-Иванова.
24 января "Крещенские вечера" завершило выступление фольклорного хора грузинского патриархата "Басиани" под управлением Георгия Донадзе. В исполнении хорового коллектива прозвучали грузинские церковные многоголосные распевы, песнопения рождественского обхода дворов, народные трудовые, исторические, застольные и лирические песни.
ИА "Вода живая",
24.01.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура