"Ожидание Мессии"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святых Симеона и Анны
В попразднство Сретения Господня, день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, 16 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме, посвященном этим святым, на Моховой улице.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления и благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Олег Скобля с клиром и другие священнослужители.

Среди молящихся был ктитор храма Владимир Кехман.


"На второй день после великого двунадесятого праздника мы всегда прославляем других участников этого евангельского события, - сказал владыка в проповеди. - Такими участниками являются праведные Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Что это были за люди - мы узнаем из Предания, из Евангелия. Немного сказано о них, но достаточно, чтобы понять, что это были последние святые ветхозаветной Церкви. Если посмотреть на эпоху, в которую жил Симеон Богоприимец, она была непростая. Вообще у верующих не бывает простых лет, всегда есть события, которые усложняют жизнь, но делают нас более мужественными и верными Господу. Старец Симеон прожил 360 лет, согласно Преданию. Он родился в эпоху Александра Македонского, который в 333-м году до Рождества Христова пришел на Ближний Восток с огромной армией и стал сокрушать одно государство за другим. Пало в то время и Персидское царство во главе с Дарием, от которого зависела тогда Иудея. Все иудейские города сдавались практически без боя, кроме Тира, который оказывал сопротивление полгода, но в итоге пал. Такой армии бесполезно было сопротивляться. И Александр Македонский создал огромную империю, которая держалась на силе оружия. Подходя к своему концу, он решил разделить ее на четыре части и отдать их своим военачальникам. Территорию поделили на Сирию, Египет, и крошечная Иудея оказалась снова между двумя большими царствами".

"Сначала Иудея принадлежала Египту, его жители спокойно относились к быту и религии иудеев, не трогали никого, даже пригласили знающих греческий язык евреев, чтобы они прибыли в Александрию и сделали перевод еврейских книг на греческий язык, - продолжил архипастырь. - Симеон был грамотным человеком, и его включили в число 72-х переводчиков, которые прибыли в Александрию и стали переводить еврейские книги. Симеону досталась книга пророка Исайи, и когда он переводил слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14), он смутился: как может Дева родить? Родить может женщина. И хотел исправить, подумав, что переписчики не то слово написали. И только хотел слово "дева" исправить на "жена", ангел Господень ему явился и велел не исправлять, потому что он доживет до тех времен и увидит и Деву, и Спасителя".

"Симеон будет жить до тех пор, пока не придет Спаситель. Он вернулся в Израиль. Сирийский царь победил египтян и, возвращаясь из Египта в Палестину, ограбил иерусалимский храм. Его построили иудеи, чтобы принять Мессию, это место присутствия Бога на земле. Но сирийский царь считал по-другому, все, что можно было грабить, грабил, ничего не оставил. Это была трагедия для иудеев - видеть храм в таком бесчестии и посрамлении. Мы тоже такое пережили в советское время, когда наши храмы так же грабили и превращали в сараи, подсобные помещения, все, что можно, изымали. Сирийский царь издавал указы, чтобы иудеи перестали обрезывать детей, почитать субботу и свои праздники. Он хотел сделать один народ, чтобы у всех была одна вера, одна религия. Иудеи верили в единого Бога, для них такие указы были катастрофой. Кто-то уходил из Иерусалима спасаться в пустыни, кто-то оставался в городе и наблюдал бесчинство, которое творилось в Иерусалиме. Мало того, царь еще ввел туда язычников, которые пришли со своими богами, и сам иерусалимский храм был превращен в капище. Там поставили статуи Юпитера, Зевса. Все это страшное осквернение творилось на глазах старца Симеона. Он видел, как многие иудеи изменяли, как создали языческую школу, чтобы иудеев превратить в язычников. Это доставляло скорбь старцу. Ему дано было откровение, что надо ждать Мессию, Он придет. Но куда придет? Храма-то нет уже. Симеон переживал, но верил в лучшее. И в 63-м году пришли римляне, сбросив сирийцев. Сирия стала провинцией Римской империи, иудеям было сделано послабление, им разрешили иметь своих священников, дали небольшую автономию. Храм был восстановлен царем Иродом. Когда Господь пришел, храм был более-менее в приличном состоянии. Старец видел все, что творилось на его глазах, переживал, но сохранял праведность и благочестие, и люди смотрели на него. Он был долгожителем, и иудеи часто приходили с периферии посмотреть, жив ли Симеон. Приходят - он в храме, значит, Мессия еще не родился. А когда старец умер, все поняли: Мессия пришел. И он Его встретил. Люди спрашивали в напряжении: где же Мессия? Он же пришел, куда Он делся? И когда Иоанн Предтеча появился на Иордане, все подумали, что это и есть Он, стали спрашивать его: ты - Мессия? Он отвечал, что Мессия за ним идет, и он Его укажет. Иоанн Предтеча указал потом на Господа, что вот, Он пришел, агнец Божий, который берет грехи всего мира. Римляне, с одной стороны, поддерживали религиозность в иудейском народе, с другой - создавали партии. Были партии фарисеев - консерваторов, которые исказили религию до неузнаваемости, и саддукеев - либералов, которые не верили ни в Бога, ни в вечную жизнь. Господь столкнулся с этими партиями, когда пришел на землю. Такая была непростая в то время жизнь, и верующим тяжело было на все это смотреть. Симеон Богоприимец и Анна Пророчица жили сохраняли благочестие и веру, любовь к Господу и удостоилось великой встречи. Эта встреча принесла им огромную радость, они от всего человечества встречали Младенца Христа и в Нем видели Спасителя. К этой встрече мы все должны быть готовы, мы все рано или поздно лично встретимся с Господом, но Он сказал, что можно встретиться и сейчас, на земле. Можно найти Его в нищих, в жаждущих и алчущих, в больных, в тюрьме находящихся. Кому окажете милостыню, это окажете и Ему. Такие встречи каждый день бывают с людьми, Господь принимает все, что мы делаем им, как Себе. Если делаем им добро, Господь принимает это добро. Если прошли мимо, значит, прошли мимо Христа. Поэтому давайте постоянно будем готовыми встретить Господа среди людей. А в храме Господь сам идет нам навстречу, выходит из алтаря, и мы не на руки берем Его, а принимаем внутрь, становясь Ему сотелесными и единокровными", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК "Союз".

Храм святых Симеона и Анны был построен в 1734 году на месте первой деревянной церкви, возведенной в 1712-м в память о рождении дочери императора Петра Первого Анны. Главный алтарь был освящен в присутствии императрицы Анны Иоанновны. В советское время храм закрыли, возвращен епархии в 1994-м. 14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения храма. 15 февраля 2017 года митрополит Варсонофий освятил храм.

ИА "Вода живая",
16.02.21

Храм свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

191028, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Моховая, д. 48.

Упоминания в новостях

Все новости