Психологический практикум "Критика в семье" прошел в Казанском соборе

В лектории культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 25 марта состоялся практикум "Критика в семье", который провела психолог, заместитель председателя епархиального общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника Ольга Лебедева. 
Психологический практикум "Критика в семье" прошел в Казанском соборе

Психолог объяснила, что человеческая психика, поврежденная грехом, устроена так, что люди охотно критикуют других, но сами не любят становиться объектом критических замечаний. Ольга Лебедева напомнила слова Иисуса Христа: "Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7:4-5) и подчеркнула, что систематическая критика в семейной жизни может даже привести к разрушению семьи.

"Слово "критика" в переводе с древнегреческого означает "искусство разбирать, судить, выносить приговор", - продолжила психолог. - Если воспринимать ее не как повод для ссоры или размолвки, а как побуждение к развитию и изменению к лучшему, то критика может быть даже полезна. Для этого надо учиться критиковать и правильно реагировать на критические замечания. Ни мы, ни наши близкие не застрахованы от ошибок и неправильных действий. Существуют ситуации, когда действительно стоит подкорректировать поведение ближнего. Иногда критика просто необходима, чтобы помочь человеку".

Ольга Лебедева рассказала, что существуют четыре вида критики. Каждый вид критики был продемонстрирован на примере фрагментов из фильма Виллена Азарова "Взрослые дети" (1961 год). Критика бывает деликатная - тонкая, мягкая, едва уловимая, больше похожая на совет. Корректная критика уже заметна, но не ведет к развитию ссоры, потому что высказана спокойно, тактично, мягко, иногда с юмором. Третий вид критики - на грани конфликта: критические замечания высказываются остро, резко, обидно, иногда с сарказмом и на повышенных тонах, но еще не приводят к острому конфликту (этот вид критики можно использовать, если оба супруга согласны с правилами игры и ни на одного из них она не действует разрушительно). Четвертый вид критики приводит к конфликтам и ссорам - замечания, как правило, высказываются в виде упрека, укора, обвинения, навешивания ярлыка и на повышенных тонах. Такая критика вызывает агрессивную ответную реакцию, результатом ее будет ссора, а не позитивные перемены. Деструктивная критика направлена на подрыв уверенности человека в своих силах, снижение его самооценки. Это одна из форм агрессии. Эту форму критики можно назвать осуждением, ее следует полностью исключить из семейных отношений.

Особое внимание психолог уделила правилам конструктивной критики. Основное правило - говорить не о том, что сделано плохо, а о том, что и как нужно сделать, чтобы было лучше. Обязательное условие - предложение реальных шагов к решению проблемы. Нужно критиковать не личность, а действия или поступки: например, вместо фразы "ты плохой отец/мать" - объяснить, что именно супруг/супруга сделали не так по отношению к ребенку. Во-вторых, критика допустима только наедине: критика во всеуслышание унижает человека, а не укрепляет семейные отношения. В-третьих, критикуя, не нужно сравнивать человека с другими, иначе это приведет к появлению комплекса неполноценности. В-четвертых, в критике следует избегать категоричных высказываний - "всегда", "никогда", "каждый день", "вечно ты", порождающих ощущение безысходности. 

Самым важным правилом конструктивной критики Ольга Лебедева назвала демонстрацию любви своему супругу/супруге: нужно обязательно показать человеку, что он любим и значим для вас.

В программу мастер-класса входили практические задания. Нескольким участникам был предложено произнести одну и ту же фразу с разной интонацией и эмоциями - безразличием, обидой, нежностью, иронией, раздражением и упреком; остальные слушатели должны были отгадать, о какой эмоции идет речь в каждом случае. Другое задание состояло в переводе деструктивной критики в конструктивную. 

Ольга Лебедева рассказала о пяти основных реакциях людей на критику. По ее словам, критика содержит в себе эмоциональный и аналитический компоненты. Эмоциональный компонент - это наши чувства и эмоции, которые мы испытываем, когда слышим критические замечания в свой адрес: неловкость, растерянность, гнев, раздражение и др. Первые четыре реакции основаны на эмоциях и закрепляются в нас с детства - это оправдание, отрицание (нашей причастности к действиям, вызвавшим критику), молчание (отстранение) и агрессия. Аналитический компонент наступает только тогда, когда мы справляемся со своими эмоциями. Анализ - это пятый, самый верный способ реакции на критику. Во время анализа мы можем определить, что же стоит за критикой. Для этого можно задать прямой вопрос: "Чего ты хочешь достичь, говоря мне об этом?" Анализ - это реакция взрослого и самодостаточного человека, она помогает вынести из критики рациональное зерно и способствует развитию и личностному росту. 

Ольга Лебедева подчеркнула, что важно не непременно выйти из конфликтной ситуации победителем, а сохранить семейные отношения и чаще вспоминать о том, что у каждого есть свои недостатки, особенности и слабости. Некоторые взгляды и привычки поддаются корректировке, но для этого нужно, чтобы человек, во-первых, был готов к переменам, а во-вторых, необходимы терпение и любовь. 

"Хочется заменить колючее слово "критика" на несправедливо забытое, но более подходящее к семейной жизни слово "увещевание", которое означает призывать к чему-либо, предостерегать от чего-либо, дружески наставлять кого-либо. Если увещевать человека с любовью, то, скорее всего, подберутся нужные слова и правильные доводы в ответ на критические замечания, не разгорится ссора, сохранится взаимопонимание и любовь в семье", - подвела итог встрече Ольга Лебедева. 

ИА "Вода живая",
25.03.17