Психологический практикум о жизненном пути человека прошел в Казанском соборе

В лектории культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора в рамках проекта "Психологические мастерские" Института психологического консультирования и психотерапии РХГА 8 апреля состоялась встреча "Жизненный путь человека. Меры возраста: хронологическая, личностная, интеллектуальная". Психологическую мастерскую провели заместитель директора Института психологического консультирования психолог Марина Архипова и преподаватель психолог Наталья Матвеева.
Психологический практикум о жизненном пути человека прошел в Казанском соборе

Марина Архипова рассказала, что основная идея цикла мастер-классов - классическая психология в приложении к жизни обычного человека. Жизненный путь человека она определила как период с момента, когда родители готовятся к появлению нового члена семьи, до момента, когда память о нем иссякает, кроме того, жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе и эпохе. В понятие "жизненный путь" входят мировоззрение, цели, достижения и деятельность человека. Согласно теории психолога Шарлотты Бюлер, главной движущей силой развития является врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, всесторонней реализации самого себя. Об итоге жизненного пути можно говорить тогда, когда ценности и цели, к которым стремился человек, получили адекватную реализацию.

По классификации Шарлотты Бюлер, первая фаза (с рождения до 16-20 лет) - это этап предопределения, когда человек готовится к последующей деятельности; вторая фаза (от 16-20 до 25-30 лет) - становление, когда человек выбирает путь, учится, ищет спутника жизни. Часто в этом возрасте человек может испытывать растерянность, неуверенность. Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) характеризуется тем, что человек находит свое призвание, постоянное профессиональное занятие, создает семью. В этот период наступает зрелость, человек имеет более реалистичные ожидания, пропадает юношеская мечтательность. К 40 годам, как правило, устанавливается самооценка. Это плодотворный период, когда появляются результаты трудов и стараний человека. Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) наступает, когда человек завершает свою профессиональную деятельность, из семьи уходят повзрослевшие дети, жизнь становится более спокойной и уравновешенной. Для многих людей это непростой этап. Если человек не понимает, зачем он жил все эти годы, то ему очень сложно подходить к этому возрасту. В пятой фазе (после 65-70 лет) люди тратят свое время на переосмысление жизни, ослабевают социальные связи, внутренний мир человека обращен к прошлому.

Марина Архипова указала на то, что существуют разные возрасты человека: хронологический (сколько лет человек прожил на земле), биологический (возраст тела), социальный (социальные статусы, связанные с семейным положением и реализацией в обществе), интеллектуальный (интеллектуальной уровень развития), личностный (степень владения психологическими умениями, навыками, видением ситуаций и ориентированием в них). Хорошо, когда все возрасты находятся в соответствии (± 5 лет). Когда один из возрастов слишком завышен или занижен, это может привести к определенным проблемам в жизни человека.

Участники мастер-классы выполнили упражнение, которое позволило им посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить степень реализации ее важнейших компонентов. Для этого им было предложено "сплести" свой жизненный путь из ниточек разных цветов, символизирующих здоровье, семью, профессию, друзей, образование и развитие, творчество и духовность.

Психолог затронула важную тему кризисов, подчеркнув, что в ситуации кризиса наши представления, установки, стереотипы перестают работать, разрушаются, и мы оказываемся без опоры и привычных алгоритмов действия. В психологии рассматриваются два основных типа кризиса: кризис развития и индивидуальный. Кризисы личностного развития переживают все люди в определенные периоды жизни (в три года, в семь лет, в подростковый период, в тридцать и сорок лет). Индивидуальный кризис настигает человека, когда происходят те или иные события.

"Кризисы нам необходимы, чтобы оказаться на следующем жизненном этапе. Насколько эффективно и полноценно мы пережили кризис, переструктурировали себя, настолько мы будет успешны на следующем стабильном этапе. Мы можем получить плоды зрелого возраста, если полноценно прожили все предыдущие этапы жизни. Если на них была какая-то пробуксовка, что-то было не сделано, то и на следующем этапе тоже будет пробуксовка. Самые важные кризисы взрослой жизни происходят в 30 и 40 лет. В эти периоды остро переживается одиночество, приходит осознание того, что никто полностью не понимает меня, даже самые близкие люди. После 40 лет человек обретает мудрость, жизненный опыт. Целостное видение своего жизненного пути и позитивный взгляд дает ресурс для того, чтобы жить дальше", - подытожила Марина Архипова.
Следующая встреча в рамках проекта "Психологические мастерские" состоится 13 мая, тема -  "Женственность: чувство стиля и чувство меры".

ИА "Вода живая",
08.04.17