Иерей Илия Макаров провел экскурсию "Ракурс"

Председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров 12 и 14 октября провел авторскую экскурсию "Ракурс" по выставке "Стихи-я-Петербург" в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Среди экскурсантов были слушатели епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

Отец Илия предупредил, что не стоит ожидать от него искусствоведческого разбора произведений - статьи профессионалов есть в каталоге выставки. Экскурсия посвящена не только выставке, но и городу. Большинство представленных работ создано в советское время, о вере и Церкви прямо говорить было нельзя, да и многим воспитанным в ту эпоху это бы в голову не пришло. Однако художники были благодарны создателям города, и их не покидало ощущение некой "духовной пульсации".

Лектор обратил внимание на задумку кураторов: экспозиция построена на противоречиях, противостоянии. Ее дополняют строки из стихов, посвященных Санкт-Петербургу. Как пример контраста он привел пейзажи Игоря Петрова и Петра Татарникова. На картине Игоря Петрова - точно воспроизведенный пейзаж рядом со Львиным мостиком, неподалеку от самого музея. Но пейзаж не выглядит "реалистичным", наоборот - загадочным: выбрано время белых ночей, время, когда город как будто вступает в общение, диалог с человеком. Львы - не только самая популярная скульптура в нем, это и религиозный символ духовного покровительства. Лев - защитник, а зрители стоят за его спиной с ощущением защищенности городом.

Картина Петра Татарникова, на первый взгляд, мрачная. На ней изображена Лебяжья канавка, но деревья, в отличие от действительности, расположены с двух сторон, и канавка представляет собою некий путь. Куда он ведет? Взгляд зрителя направлен в сторону Невы, откуда исходит свет. Нева - артерия города, по ней должна течь кровь. Лектор дал прослушать запись народной песни XVIII века о том, как русские отправились с берегов Невы на войну с турками, и Нева в песне предстает как символ грядущей победы.

На картине Георгия Татарникова все узнаваемо, это Исаакиевская площадь. Идет дождь, асфальт превращается в зеркало, в нем все отражается, в том числе собор. Санкт-Петербург предстает неким градом Китежем. В небе виден силуэт ангела - вряд ли это случайно.

Северная столица часто предстает на полотнах как город-сон, бывает, что художники "летают" над крышами, а в состоянии полета невозможно уныние.

Но далеко не все картины представляют город как место поэтических мечтаний. Картина Игоря Суворова "Знаменская площадь. 1917 год", изображает предреволюционные события. Еще на месте Знаменская церковь - храм Входа Господня в Иерусалим. Этот праздник предваряет крестные страдания Спасителя. В центре площади пока стоит памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого. Но в небе изображен дирижабль, а среди людей на площади заметно множество городовых в портупеях крест-накрест. Дирижабли летали в небе над городом в блокаду. А кресты-перевязи вызывают ассоциации с крест-накрест заклеенными окнами. Эта картина - о революции и искуплении этой исторической ошибки во дни блокады. Но при этом все экипажи едут к Адмиралтейству. А там тоже действовал храм - поэтому шпиль Адмиралтейства такой высокий: до 1917 года повышенная высотность могла быть только у храмовых зданий.

Иерей Илия Макаров остановился перед картиной "Летний сад" Завена Аршакуни. На ней изображена аллея Летнего сада, но она как будто закрыта, и сквозь деревья пробивается золотой свет, что вызывает ассоциацию с закрытыми Царскими вратами. Гуляющие изображены со спины: люди смотрят вперед на то, что должно раскрыться, и оттуда хлынет свет.

На втором этаже представлены произведения 1930-х годов. Отец Илия отметил, что перенос столицы в Москву во многом спас архитектурный облик Санкт-Петербурга, исторический центр по большей части сохранился, но в идеологическом плане "гайки" закручивались в нашем городе по полной программе. Священник обратил внимание на то, что в пейзажах преобладает светлое настроение, ощущается внимание к жизни, к мельчайшим ее деталям.

"Мелкое любование моментом - это так по-петербургски! - сказал он. - Художник позволяет нам любоваться малейшими нюансами. Любование придает силы. В этих сюжетах и было спасение для художников той эпохи. Вспомним, это 1930-е, когда убивали людей, небесный покровитель нашего храма священномученик Серафим (Чичагов) в это время пострадал. Можно спросить: какое художники имеют право любоваться жизнью, когда рядом любого человека могут посадить в черный "воронок" и увезти навсегда? Нет, имеют! Другой возможности зацепиться за жизнь у людей нет. Поэтому Прокофьев мог писать балеты, Булгаков написал свои лучшие произведения".

Отец Илия процитировал строчки Анны Ахматовой:

"За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет".

Говоря о картинах Павла Кострова, отец Илия отметил, что они вызывают у него ассоциацию с романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", пусть там действие происходит и в Москве. Много темных тонов, пейзаж почти безлюдные, видно, что это не утро, а вечер. Над домами возвышается купол Троице-Измайловского собора. Кажется, что неизвестные персонажи должны здесь встретиться: "Петербург - это большое пространство под куполом".

На третьем этаже находятся работы, созданные в постсоветское время. Лектор обратил внимание на работы Петра Конникова, населенные персонажами, похожими то ли на ангелов, то ли на птиц. Он напомнил, что в нашем городе немало изваяний животных с человеческими лицами, и они считаются своеобразными "хранителями" Санкт-Петербурга.

На картине Ирины Бируля изображена ее старая, слепая собака, но глаза животного светятся в ночи и отражают свет Исаакиевского собора. Отец Илия напомнил, что в Царствии Небесном есть место и животным, и в этой картине отражена вера автора в то, что разлука с любимой собакой - не навсегда, будет и встреча.

Если даже на картинах, созданных в советское время, художники изображали храмы, то, разумеется, на современных пейзажах изображений храмов еще больше. На картине Александра Боркова Казанский собор напоминает космический корабль. Борис Сенкевич изобразил тюрьму "Кресты" с храмом святого Александра Невского. Главный акцент - на храме, много красного цвета. Отец Илия сказал, что видит в этой картине предвкушение Пасхи, то есть это шанс для заключенных на воскресение души. На картине Вячеслава Пакулина "Инженерный замок" высится шпиль храма архангела Михаила, люди идут вереницей в ночи, это похоже на пасхальный крестный ход. В композиции картины Дмитрия Шагина "Пристань" главенствует Троице-Измайловский собор. Александр Флоренский делает Спас-на-Крови чем-то похожим на храм Саграда Фамилья в Барселоне, он подчеркивает причудливость этого строения. "Спас-на-Крови - совершенно не петербургский храм, он как с неба упал, - сказал священник, - но это не случайно. Авторы проекта - архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев) - стремились не только увековечить место гибели императора Александра II: храм своим внешним обликом еще должен был возвестить, что время террора прошло и вновь воскреснет для нас нормальная жизнь. В этой картине тоже есть пасхальное настроение, желание не спрятаться от страшных времен, а переосмыслить их". Художник Виктор Тихомиров создал картину "Детский праздник 7 ноября", где изображены веселые гуляющие люди. Он сделал эту мрачную дату не страшной.

Подойдя к картине Рашида Доминова "Летнее время", отец Илия сказал: "Почему она здесь оказалось? Изображен абстрактный город с современными домами-коробками, вроде нет привязки к Санкт-Петербургу. Но на самом деле она есть, и я благодарен кураторам, которые поместили в экспозицию эту картину. Обратите внимание: пространство пронизывают золотые и серебряные провода. Они как будто отражают золото куполов, золото солнца, которыми наполняются наши дома. Хотелось бы, чтобы центр нашего города сохранился, чтобы мы гуляли по этим улицам, чтобы и через сто лет можно было писать такие пейзажи".

Выставка "Стихи-я-Петербург" проходит с 22 сентября по 14 ноября и рассказывает об истории развития жанра ленинградского-петербургского городского пейзажа с 1930-х годов по сегодняшний день на материале коллекции МИСПа. Большая часть произведений экспонируется впервые.

ИА "Вода живая",
14.10.21


Упоминания в новостях

Все новости >>