19 января отмечается Крещение Господне - один из важнейших православных праздников. В фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвященных этому дню: раритетных изданий, исторических исследований, фото- и кинохроник.
Праздник Крещения Господня имеет и другие названия. Это связано с чудесным знамением, произошедшим, когда Иисус Христос выходил из реки Иордан. "Отверзлись над Ним небеса, Дух Святой сошел на него в виде голубя и слышен был с неба голос Бога Отца: "Сей есть мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" - читаем в издании 1896 года "Жития всех святых, празднуемых Православной Греко-Российской Церковью", - Крещение Господне называется: 1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Св. Троице покланяемый: Бог Отец - в гласе, Сын Божий - во плоти и Дух святый - в виде голубя, и еще 2) Просвящением, так как Христос с этого дня явился светом, просвящающим мир".
Василий Никольский в работе 1892 года "Двунадесятые праздники Православной Церкви, или Цветник церковного сада" пишет: "Для того, чтобы уготованное людям милостию Божиею спасение было принято ими, Иисусу Христу надлежало явиться в мир, к людям и сказать им о Самом Себе, о Своем посольстве от Бога Отца, надлежало поучить людей вере и доброму житию". Автор также отмечает: "При том до вступления в служение роду человеческому, Иисусу Христу надлежало принять крещение; как безгрешному Ему не было нужды в крещении Самого Себя, но Он крестился в реке Иордан для того, чтобы положить начало нашему очищению от грехов, - чтоб "освятить Собою Иорданские струи" и своим прикосновением сообщить воде силу к очищению нашему".
Само Крещение Господне в историческом очерке 1895 года "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу" описано так: "Иоанн узнал по откровению Божию, что требующий крещения Господь и Спаситель, и потому с чувством глубокого смирения сказал Ему: "Мне надобно креститься от Тебя, Ты ли приходишь ко мне?" "Не удерживай, ибо так надлежит быть", ‑ отвечал Спаситель. Тогда Креститель повиновался Его воле и крестил Его в струях Иорданских".
Протоиерей Иоанн Бухарев в книге "О праздниках Православной Церкви" (1874) объясняет первоначальный смысл обряда и роль воды в этом сакральном действии: "Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую".
Автор отмечает, что крещенская вода для христиан - это святыня: "Особенное свойство ея: не портится она ото времени, часто года два, три и более остается свежею и неповрежденною, как о том писал еще св. Златоуст; приемлимая с верою, она служит к уврачеванию телесных болезней, погашению страстей, отогнанию злых духов и разорению всякого зла, направленного против нас со стороны диавола и злых людей".
Еще одним значимым трудом, посвященным православному празднику, стала книга Александра Алмазова "История чинопоследований Крещения и Миропомазания" (1885), которую можно "полистать" в читальном зале Президентской библиотеки. Автор упоминает о многообразии названий процесса крещения, ярко свидетельствующих о его значении, среди которых - "баня пакибытия", что в переводе со славянского означает возрождение, "купель покаяния и познания", "вода жизни вечной", "просвещение", "печать духа". Такие названия помогают глубже понять смысл этого святого действия, поскольку именно вода может очищать, оживлять, возрождать. Она является привычным понятием, неотъемлемой частью жизни, могущественной стихией и, наконец, важнейшей составляющей человеческого организма.
В праздник традиционно проходит крестный ход на реки и озера для освящения воды. Вот как выглядит, например, Крещение во времена царствования Екатерины II в историческом очерке автора и искусствоведа Ивана Божерянова "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": "От берега до построенной за иорданью беседки по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Ее Величество в предшествии всего священного синклита проходить изволило. Войско стояло вокруг иордани продолговатою фигурой. Всех в гвардии в строю было 8900 человек".
В фонде библиотеки представлена электронная репродукция фотографии "Петербург. Адмиралтейская набережная" первого светописца города Ивана Бианки. Один из самых ранних хроникальных кадров был сделан 6 (18) января 1854 года в праздник Богоявления во время ежегодной церемонии освящения воды в Неве. На дальнем плане находится иордань - временный деревянный храм, устанавливаемый во время Крещения. Также, благодаря представленным на портале учреждения кадрам кинохроники "О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году", можно увидеть, как православные люди отмечали праздник много лет назад.
Библиотека формирует электронные коллекции, посвященные истории, обычаям и обрядам Русской Православной Церкви. В одну из них, в частности, вошли книги, которые повествуют о ее зарождении и становлении, в том числе фундаментальные труды, принадлежащие перу значимых церковных деятелей и историков.